Найти тему
дневник ролевика

Мастер боя: фехтовальные стойки для контратаки

Оглавление

- Это тебе не какая-нибудь гимнастика по утрам! И не идиотские па придворного танца! Ты репетируешь смерть. Запомни это.

(с) Сатисфакция.

В предыдущем материале вот здесь, я описал основные стойки для мечевого бездоспешного (!) боя. Панцер-фехтен - дело совсем другое, в нем принципы смертоубийства, если можно так выразиться, совершенно иные.

Да, важно. Сразу хочу сказать, что фехтование - это не спорт. В корне ошибочно и в принципе глупо понимать его только как спорт. Фехтование - это наука убивать. Оно выросло из техник, единственной целью которых было как можно быстрее спровадить противника на тот свет безопасным для убийцы способом.

Обратите внимание на руки бойца в красном. Его единственный шанс - попасть в глазницу. Он готовится колоть. А боец в доспехах тут - идиот.
Обратите внимание на руки бойца в красном. Его единственный шанс - попасть в глазницу. Он готовится колоть. А боец в доспехах тут - идиот.

Поэтому в нормальном фехте ничего лишнего нет. Он весь, как армейский рукопашный бой, заточен под одну-единственную, сугубо рациональную идею. Фехтинг - насквозь прагматичная и утилитарная штука. В нем имеет значение даже то, каким способом ногу на землю при шаге надо ставить. Но об этом - в следующий раз )

Минутка теорфехта

Я уже рассказывал про основные стойки, которых пять, и упоминал, что при любом ударе меч последовательно проходит через три позиции. Проще говоря, ты начинаешь атаку в "Дне", в момент удара меч оказывается в "Железной двери", и завершается удар, если он не был сблокирован, в "Глупце" (и наоборот). Атакуя рубящим ударом из "Быка", ты проходишь через "Железную дверь" и оказываешься... Не-а, не в "Плуге". В "Плуг" ты можешь вернуться самостоятельно. А оказываешься ты при совершении любого диагонального удара сверху вниз в "Меняле". Или, по-немецки, "Векселе". Но почему так происходит, опишу чуть позже. Пока же рассмотрим дополнительные фехтовальные стойки для рубящего длинного или одноручного меча. Некоторые из описанных ниже, кстати, и для сабли пригодны, только многие люди, изучающие саблю или шашку, о них даже не догадываются...)

Дополнительные стойки

1. "Меняла". Похож на "Глупца" (клинок опущен вниз и упирается в землю), только меч сдвинут вправо или влево. Положение ног может быть любым, только запомните: меч должен быть выдвинут вперед по отношению к выставленной ноге. Он должен ее закрывать.

2. "Небенхут". Примерный перевод с древненемецкого - "Нижнее боковое удержание". Меч придерживается сбоку, обращен острием назад. Положение похоже на то, как будто он в ножнах с горизонтальным подвесом, вот только он не в ножнах )) Бывает правосторонний и левосторонний небенхут. В итальянской традиции похожая стойка называется "альта".

"Альта". По сути, нечто среднее меж "Менялой" и "Небенхутом".
"Альта". По сути, нечто среднее меж "Менялой" и "Небенхутом".

А вот это - "Небенхут".
А вот это - "Небенхут".

3. "Крыша над плечом". В левосторонней стойке, когда левая нога выдвинута вперед, меч лежит на правом плече или слегка нависает над ним. "Крыша над плечом" известна в двух современных хемовских вариантах, различающихся положением плоскости клинка относительно тела (об этом позже), и одном историческом. Бойцы Средневековья предпочитали заносить меч дальше, для страшного удара наотмашь. Это Мейер и называл "Цорнхут" - "Поза Гнева".

"Поза Гнева". На ноги не смотрите - фото постановочное, "для красоты". Перенос центра тяжести на правую ногу недопустим.
"Поза Гнева". На ноги не смотрите - фото постановочное, "для красоты". Перенос центра тяжести на правую ногу недопустим.

4. "Ключ" . Сложная позиция, при которой меч лежит на скрещенных руках, а боец стоит вполоборота к противнику. Проще показать, чем объяснить.

"Ключ" в исполнении Сергея Култаева
"Ключ" в исполнении Сергея Култаева

5. "Крумп", исходная стойка для удара "Крумпхау". Боец довольно сильно приседает, выставляет меч перед собой и поворачивает его острием вниз. Гарда меча при этом находится на уровне груди, "яблоко" рукояти, за которое меч придерживается левой рукой - на уровне шеи. Существует 2 варианта левостороннего крумпа, и 2 варианта правостороннего, итого 4 разных крумпов ))

"Крумп" - это не столько даже позиция, сколько способ атаки. Боец в красных штанах выполняет один из вариантов крумпа. Смотрите на руки.
"Крумп" - это не столько даже позиция, сколько способ атаки. Боец в красных штанах выполняет один из вариантов крумпа. Смотрите на руки.

6. "Длинная позиция". Похожа на "Железную дверь", только руки с мечом полностью вытянуты к противнику.

7. "Длинный "Бык". То же самое, что обычный "Бык", только руки с оружием вытянуты, да ))

Зачем все это нужно?

Большинство вышеописанных позиций, кроме, пожалуй, "Крыши над плечом", предназначены для игры в режиме контратаки. Древние это называли "стилем Мастера" в противовес "стилю Быка". Все эти позиции, за исключением Цорнхута, который и сам по себе позволяет угваздать кого угодно, как бы "отдают" право первого удара противнику. После этого удар ловится и оборачивается в свою пользу. Чем-то напоминает айкидо, да.

Из основных позиций для работы из контратаки служит "Глупец". А вот о том, как конкретно это работает, мы поговорим в следующий раз ))