20 июня в Германии на свет появился один из авторов оперетты — великий Жак Оффенбах. Предлагаем вам прочитать историю знаменитого композитора, наследие которого уже более века радует зрителей.
Французский композитор Жак Оффенбах (настоящее имя Якоб Эберст) родился 20 июня 1819 года в немецком Кельне в еврейской семье. Он — «следующий по рождению» после Шарля Гуно, если продолжать линию цикла.
Его отец Исаак Иуда Эберст — выходец из маленького города Оффенбах-на-Майне — был чрезвычайно беден, трудолюбив и плодовит: семь дочерей, трое сыновей. Он был кантором синагоги — то есть певчим солистом, а значит музыка была частью жизни семьи. Однако отец семейства не чурался никакой другой работы: давал уроки музыки, сочинял стихи и песни и даже выпускал учебники Закона Божьего для детей. Именно отец сменил фамилию Эберст: городок Оффенбах был его родиной, эту фамилию он и передал детям. Любовь к музыке тоже была семейной чертой: все играли на музыкальных инструментах. А младший сын — Якоб (в будущем Жак) особо пристрастился к виолончели. Младший Оффенбах очень рано начал и сочинять. В своих воспоминаниях он признается, что даже в раннем детстве сочинять музыку ему было интереснее, чем играть на скрипке.
Но музыкальным центром Европы тогда был далеко не Оффенбах. Отец отвез будущего Жака в Париж, вряд ли предвидя, что именно Париж станет доминантой в жизни и творчестве его сына. С деньгами помогли кельнские любители музыки, которые хорошо знали «трио» детей кантора. В парижскую консерваторию Жака сначала не принимали — как иностранца. Но потом нарушили все правила и взяли. Директор Луиджи Керубини сделал для Якоба личное исключение — примечательно, что именно он в свое время не принял в Консерваторию Листа. Именно в Париже, в годы обучения родился уже не Якоб, а Жак Оффенбах. Там же, в Париже, Оффенбах занимался композицией у Ф. Галеви. И не закончив консерватории бросает учебу, начинает работать виолончелистом в разных парижских оркестрах (а ему 15 лет) и уже пробует потихоньку сочинять и налаживает свою семейную жизнь.
В юности Жак был не просто некрасив, а комичен. Тем не менее он умудрился жениться на девушке из богатой семьи, Эрминии д’Алькен, горячо полюбившей его дочери испанского генерала, которая родила ему 5 детей. И терпела его горячий и нервный характер.
Он сочинял музыку упорно и непрестанно, даже тогда, когда не сочинял ее. Оффенбах состоял не только из мотивов, он больше, чем кто-либо, состоял из нервов. Это была в высшей степени нервная личность. Покой ему был противопоказан. С 1850 по 1855 год Оффенбах был штатным композитором и дирижером прославленной «Комеди Франсез». Он давал превосходные концерты по всей Европе, но этого ему было мало. Он сочинял.
Легко шла его карьера на взлет — чтобы не получать отказы от театральных дирекций, он просто основал свой собственный театр. 5 июля 1855 года на Елисейских полях был открыт театр «Буфф-Паризьен» и этот день часто считают днем рождения оперетты.
«Париж еще не слышал, как башни его семидесяти церквей пробили полночь 5 июля 1855 года, — когда этот мировой город, этот сверкающий, отвратительный, темный, с очевидным прошлым и очень неясным настоящим, Париж миллионеров и бесчисленных нищих, игроков ва-банк и рабочих, Париж показных улыбок и скрытых слез — короче: Париж Наполеона III переживал сенсацию… Сенсацией, которую сегодня вечером переживал бульвар, было открытие маленького театра» (Отто Шнайдерайт).
Театру «Буфф Паризьен», которому предрекали бесславное будущее, суждено было остаться в истории, стать не менее известным, чем «Гранд-Опера», «Комеди Франсез», «Опера Комик» и другие прославленные театры Парижа. В 1858 году неизменный успех театра, отмена запрещения выводить только двух-трех актеров и, главное, возросшая уверенность композитора в своих силах привели к появлению первой оперетты «Орфея в аду». Таким образом, «Буфф Паризьен» стал первым в мире театром оперетты.
Газеты ругались на спектакль, а публика хохотала и валом валила на спектакли. В газете «Журналь де Деба» вышла разгромная рецензия известного критика Жюля Жанена. Она оказалась самой блистательной рекламой. Публика пошла на спектакль вдвое охотнее.
Наверняка можно утверждать, что гениальная музыки оффенбаховского галопа ошеломила зрителей первого представления «Орфея в аду». Ничего подобного по ритмам не знали композиторы XVIII или первой половины XIX века. У Жака Оффенбаха всегда была склонность к озорству и гротеску. И музыку он любил пародировать тоже — в том числе и музыку своих великих современников. Те, в основном, не обижались. Художником-оформителем того спектакля, кстати, был другой гений — Гюстав Доре, чьи иллюстрации к Библии известны многим — даже просто «на взгляд». Успех оффенбаховского «Орфея» был огромен, ставится он и сейчас.
После «Орфея» Оффенбах поставил более 100 оперетт. 100 оперетт за 41 год – вот за что Жака Оффенбаха называют одним из самых плодовитых композиторов в истории.
После множества совместных произведений Галеви записал в своем дневнике:
«Оффенбах, Мельяк и я выдохлись, это факт; мы слишком много сделали вместе. Мы выложили все, что могли изобрести по части хоров, входов, уходов, шествий, прощаний, стихов для новобрачной и рондо для пажей. Нам было уже не двадцать, даже не сорок. Дикие фантастические идеи оставили нас вместе с молодостью, а именно наш жанр требовал, как никакой другой, смелости и воображения».
В 1870 году разгорелась франко-прусская война. Театр Буфф-Паризьен был закрыт, его здание отведено под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах путешествует по Европе. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к Лекоку. В 1875 году Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве. В 1876 году он гастролирует по США, где имеет большой успех — на фоне былого имени. Однако после концертов ряд газет выпускает уничтожающие рецензии.
Оффенбах возвращается во Францию. Пораженный болезнью сердца, Оффенбах работает над произведением, которое считает делом всей своей жизни, — лирико-комической оперой «Сказки Гофмана». В ней находит отражение романтическая тема о недостижимости идеала, о призрачности земного существования. Композитор не дожил до ее премьеры - она была закончена и поставлена Э. Гиро в 1881 г. Премьера «Сказок Гофмана» состоялась через год после смерти автора.
В Саратовском театре оперы и балета так же идет одна из 100 оперетт Жака Оффенбаха — «Бандиты» (дело о трех миллионах). Действие оперетты происходит в вымышленном государстве на границе с Гренадой, погрязшем в бандитизме и коррупции. Шайка бандитов, состоящая из разорившихся банкиров, казнокрадов из Правительства и уголовников, пытается провернуть «Аферу века» и украсть последние 3 миллиона, оставшиеся в государственной казне.