Найти тему
МУЗТОЧКА

Музыкальный язык: история одного эксперимента

Все мы знаем легенду о Вавилонской башне, множестве языков и хаосе, рождающемся в непонимании. Не странно, что из самых древних времен люди задумывались над универсальным способом коммуникации, конструирующим общее мироощущение, что привело к созданию искусственных языков. Еще более естественно выглядит поиск взаимопонимания в музыке.

Первые розмыслы по поводу произвольности называния вещей и звукоподражания природе принадлежат античным философам. Первый искусственный язык был создан в ХІІ веке. Вплоть до XVII века универсальным европейским кодом науки и философии была латынь, в Азии – арабский язык и санскрит. Рост этнического самосознания и развитие народных языков в раннемодерный период привели к упадку латыни. В результате, наряду с грамматиками французского, итальянского, английского, церковнославянского и других языков, вопрос об универсальном коде общения возник с новой силой.

Сольресоль: история

Начальные модерные лингвистические эксперименты сопровождались обращением к музыке. Музыкальными называются искусственные языки, использующие музыкальные звуки вместо или вдобавок к артикуляции. Очень интересно звучат так называемые “свистящие” языки, применяющиеся в разных культурах для передачи сообщений на расстоянии и тайного общения.

Одним из первых, кто решил доказать, что музыка объединяет людей, помогает им понять друг друга, был французский музыкант Жан Франсуа Сюдр (1787–1862). В 1827 году он создал искусственный язык на основе шкалы сольфеджио, известный под названием “сольресоль”.

Сюдр подумал, что до, ре ми, фа ,соль, ля, си знают везде. Произносятся они одинаково во всех природных языках, их написание тоже не составляет труда: как сказано в “Грамматике сольресоля”, его орфографию можно выучить за одну минуту. Все слова в языке Сюдра состоят из комбинаций названий семи нот. Таким образом, в сольресоле 7 односложных слов, 49 – из двух слогов; 336 – трехсложных и 2268 – четырехсложных слов. Всего 2660 лексем плюс некоторые образования из пяти нот.

Грамматика сольресоля

“Грамматика сольресоля” была создана последователем Сюдра Сизалем Болесласом Гаевски в 1902 году. Согласно этой грамматике, в данном музыкальном языке различаются существительные мужского, женского и среднего пола, единственное и множественное число, времена глаголов. Есть артикли и вспомогательные слова для образования разных грамматических форм. А части речи различаются с помощью ударения.

Зависимо от начальной ноты, все слова делятся на 6 классов. Так, лексемы, начинающиеся на “do” относятся к человеку, его качествам, способностям и пище. Слова на “re” обозначают одежду, домашний быт и семью. Человеческие поступки, особенно неправильные передаются с помощью лексем на “mi”. Начальный слог “fa” характерен для слов, относящихся к сельской местности, морю и путешествию. “Sol” обозначает все, что касается литературы, искусства и науки. Слог “la” используется для словообразования торговой и промышленной лексики. На “si” начинаются слова, относящиеся к городу, администрации, полиции и политике.

Примечательно, что одной лексемой в сольресоле обозначаются все синонимические слова естественного языка. Например “solla” - это и “обычно”, и “непрерывно”, и “всегда”, и “бесконечно”. А слова с противоположным значением образуются с помощью чтения слогов задом наперед. Например, если “fala” значит “хороший”, “вкусный”, то “плохой” обозначается словом “lafa”.

Сольресоль: способы передачи

Согласно грамматике, сольресоль на письме передается десятью латинскими буквами, входящими в названия нот, или начальными буквами этих названий. К примеру, вышеупомянутое слово “lafa” пишется также как “lf”. Кроме того, вместо букв можно использовать обозначения в нотном стане, семь стенографических знаков, семь начальных арабских цифр или латинских букв, семь цветов радуги и жесты.

Как видим, музыкального образования и даже слуха для изучения сольресоля не требуется. Как любой другой искусственный язык, предназначенный для универсального общения, он чрезвычайно легок в изучении и использовании. Единственное преимущество музыкантов - возможность разговаривать на сольресоле играя.

Сольресоль: применение

В свое время искусственный музыкальный язык Сюдра был отмечен Французской академией, множеством научных обществ, официальными и правительственными комиссиями, получил международное признание на выставках в Париже и Лондоне. Восхищение сольресолем выразили Арагон, Гумбольдт, Гюго, Ламартин и другие французские, британские и немецкие ученые и деятели культуры. Сюдр даже хотел продать свои разработки военному министерству, чтобы передавать сообщения на поле боя с помощью трубы.

Расцвет использования сольресоля связан с выходом грамматики в 1902 году. Потом этот музыкальный язык пришел в упадок из-за появления таких мощных лингвистических проектов как волапюк (1879) и эсперанто (1887), кажущихся более универсальными из-за еще менее сложной грамматики и использования для словообразования латинских корней, известных в разных языках. Вот только с музыкой они уже не имели ничего общего.

Сегодня сольресоль существует в основном благодаря Интернету. Довольно известное виртуальное сообщество почитателей музыкального языка, основанное айтишником и музыкантом из Иллинойса под названием “Sidori”. Жители “страны Сидори” собирают литературу о сольресоле, письменные тексты и музыку на этом языке, а также работают над усовершенствованием электронного переводчика.

Благодаря разным способам трансляции, музыкальный язык сольресоль успешно изучают люди с физическими недостатками. Не менее ценна возможность передачи информации на большие расстояния.

Как видим, спустя двести лет, универсальность сольресоля остается неоспоримой. Но в нашем раздробленном мультимедийном мире он, как и любой другой искусственный язык, не выдерживает конкуренции тысячи других способов общения и миллиардов знаков. Все же, язык чувств остается за музыкой, конструируя мироощущение, объединяющее людей со всего мира.

Еще больше интересных статей найдете в блоге Музточки!