Найти в Дзене

Януш Корчак. Он знал, как любить детей.

Иногда мы начинаем читать книгу, ничего не зная об её авторе. Случается это по разным причинам: - спешка; -громкое имя автора, о котором, кажется, и так всё известно; -желание получить важную информацию, и неважно, кто её предоставит; -тема, которая интересна на данный момент больше, чем сам автор. Когда ко мне в руки попала книга Януша Корчака, я слышала лишь его имя и знала, что он хорошо разбирается в детской психологии. Горя желанием прочитать книгу, я не ознакомилась с его биографией, а просто начала читать. Книга, страницы которой я с интересом перелистывала уже не первый день, состояла из нескольких произведений: "Воспитательные моменты", "Как любить ребёнка", "Оставьте меня детям". Читая Корчака, я всё больше влюблялась в него. Он предстал передо мной не только хорошим и чутким врачом, который доверяет матерям, предчувствующим проблемы со здоровьем малыша, но и педагогом от Бога, готовым нести ответственность за своих подопечных до конца. Интересны его заметки о детях, заме

Януш Корчак
Януш Корчак

Иногда мы начинаем читать книгу, ничего не зная об её авторе. Случается это по разным причинам:

- спешка;

-громкое имя автора, о котором, кажется, и так всё известно;

-желание получить важную информацию, и неважно, кто её предоставит;

-тема, которая интересна на данный момент больше, чем сам автор.

Когда ко мне в руки попала книга Януша Корчака, я слышала лишь его имя и знала, что он хорошо разбирается в детской психологии. Горя желанием прочитать книгу, я не ознакомилась с его биографией, а просто начала читать.

Книга, страницы которой я с интересом перелистывала уже не первый день, состояла из нескольких произведений: "Воспитательные моменты", "Как любить ребёнка", "Оставьте меня детям".

Читая Корчака, я всё больше влюблялась в него. Он предстал передо мной не только хорошим и чутким врачом, который доверяет матерям, предчувствующим проблемы со здоровьем малыша, но и педагогом от Бога, готовым нести ответственность за своих подопечных до конца.

Интересны его заметки о детях, заметки, которые способны объяснить многое. При этом автор почти не даёт оценки поведению ребёнка в момент наблюдения и написания заметки. Лишь краткий комментарий после. Это позволяет читателю глубже окунуться в мир ребёнка и лучше понять его.

Иногда он задаёт вопросы. И оставляет их без ответа, как будто сам не знает, как поступить правильно.

"За­мет­ка. Я руч­ку за­был…

Ком­мента­рий. И что де­лать? Дол­жен ли учи­тель дер­жать нес­коль­ко за­пас­ных ру­чек, ко­торые бу­дет одал­жи­вать?

Кто час­то за­быва­ет руч­ки? За­писы­вать, кто и сколь­ко раз за­был, а не это пре­уве­личен­ное «веч­но ты за­быва­ешь».

Мо­жет, спра­шивать ут­ром пе­ред пер­вым уро­ком: кто что за­был?"

Однако, вчитавшись в эти вопросы снова, понимаешь: в вопросах этих уже есть подсказки, как поступить. Впрочем, есть и утвердительное предложение, которое оберегает от ошибки. Корчак советует: молча анализируй, но не обижай.

Как вести урок, как добиться тишины, как воспитывать собственного ребёнка? Ответы на эти вопросы мы находим в книге.

Читая строку за строкой, я всё глубже осознавала, как верны педагогические теории Януша Корчака, который по образованию был врачом, а не педагогом. Впрочем, думаю, что все, кто работает с детьми, должны совмещать в себе два дара: детского врача (педиатра) и педагога. Недаром у этих профессий один корень: пед.

Невозможно учить, не зная причин возникновения плохого поведения, которое может быть связано с неважным самочувствием, с особенностями развития и пр. Но и нельзя лечить ребёнка, не имея педагогических способностей, не умея убеждать, понимать, учить в процессе лечения.

Но самое главное, что непременно должно объединять эти две профессии: любовь к детям.

А история продолжается. Вот уже передо мной дневник писателя, где он пишет о начале войны, о работе в интернате. Иногда много, иногда совсем кратко.

И вот я дохожу до середины книги. Здесь - иллюстрационная вставка. С интересом открываю её, листаю.

Мужчина в кепке с прищуренными глазами и небольшой бородой. Глаза его сосредоточенно смотрят в сторону. Лицо доброе, задумчивое. Под фотографией надпись: "Януш Корчак (настоящее имя Хенрик Гольдшмит) родился в Варшаве в 1878 г. в семье юриста. Своё призвание он видел в том, чтобы помогать людям. Фото 1933 г."

На другом изображении - мальчик лет двенадцати. С чёрными густыми волосами, в костюме. Он напоминает мне учителя. Надпись под иллюстрацией объясняет эту схожесть: "Мальчику было около двенадцати лет, когда заболел и умер его отец. Хенрик продолжал учиться в гимназии, в это же время он работал гувернёром в богатых домах. Фото 1887 г."

Студент медицинского университета Варшавы. Далее фотография дома сирот на Крохамальной. Он создавался специально для еврейских детей. Этим приютом Януш Корчак руководил с 1914 года с перерывами до конца своей жизни.

Огромный зал в двухэтажном доме (а может, лишь кажется, что огромный?). Длинные столы. За ними сидят дети. Взгляды их заинтересованные, но в тоже самое время напряжённые. Наверно, они чего-то ждут. Под иллюстрацией надпись: "В актовом зале дома сирот на Крохмальной. 1940 г.".

Из следующей иллюстрации, которая представляет из себя записку (вероятно, на польском языке), я мало что могу вычленить для себя. Пожалуй, лишь то, что у Януша Корчака был каллиграфический почерк, но подпись под иллюстрацией даёт пояснение с ещё одной биографической вставкой: "В 1914—1918 гг. Корчак находился на Украине, в частности в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребёнка».

Фрагмент письма, написанного Я. Корчаком:

Я автор нескольких опубликованных литературных трудов, в основном – для детей (псевдоним: Януш Корчак).

Х. Гольдшмит. 15/(?) 1919(?)"

Листаю дальше, переворачиваю страницу за страницей, невольно поглаживая пальцами глянцевые листы.

Вот на фотографиях дети дома сирот. Кто-то стоит хмурый, кто-то улыбается во весь рот. А вот дети делают каяк во дворе...

Фотографии приюта, сотрудники и соученики. Все здесь. Все рядом. Но чем ближе к концу вкладки, тем серьёзнее и сосредоточеннее лица детей и взрослых.

Потом детский лагерь "Розочка" и снова смеющиеся лица воспитателей и их воспитанников. Среди них и Януш Корчак.

Далее большое здание. Внизу какие-то люди, рассмотреть которых невозможно. Под фотографией надпись: "В этот дом на Хлодной улице в Варшавском гетто в период с ноября 1940 г. по октябрь 1941 г. был перемещён Дом сирот. Корчак отправился в гетто вместе о своими воспитанниками и до самого конца стремился поддержать их дух".

У Януша Корчака была возможность уйти оттуда в любой момент. Он имел право оставить это гиблое место и спасти свою жизнь. Но он не ушёл.

Далее несколько иллюстраций того времени: карточка регистрации врачей в гетто, разбитые очки...

И последняя "живая" фотография. Невольно замираю: на ней Януш Корчак растягивает губы в улыбке. Улыбка искажает его лицо. На руках - маленькая девочка, прижимающаяся к его плечу. Надпись под фотографией вызывает дрожь. Становится трудно дышать. Пелена наворачивающихся слёз застит глаза.

"Через несколько дней Януш Корчак вместе со своими детьми вошёл в газовую камеру, - с трудом дочитываю до конца. - По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам…"

В моей душе всё перевернулось. Такой исход жизни известного врача и педагога застал меня врасплох. Невольно подумалось, что о том, как воспитывать детей, как избавить их от дурных привычек, как найти подход к трудному подростку, может, наверно, каждый... но написать книгу "Как любить ребёнка" мог только Он - Януш Корчак. Потому что он не только знал, как любить детей, но и любил их той жертвенной любовью, на которую способны очень немногие.

Если Вам понравилась эта заметка, ставьте класс и подписывайтесь на мой канал. Вас ждёт ещё немало рассуждений на околопедагогические и литературные темы.