Только в двух случаях Евангелие говорит нам о том, что Иисус удивился чему-то. В обоих случаях речь идет о вере.
Первый случай – в Назарете. Он возвращается в Свое отечество и начинает учить в синагоге. Но Иисуса не принимают – ни Его Самого, ни Его учение. Вот почему Он не мог совершить там никакого чуда. «И дивился неверию их» (Мк. 6, 6).
Второй случай – в Капернауме. Римский сотник просит об исцелении своего парализованного слуги. «Я приду и исцелю его», – говорит Иисус. Сотник возражает: «Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово...» Услышав сотника, «Иисус удивился» (Мф. 8, 10). Он исцелил слугу издали, и объявил, что и в Израиле не нашел Он такой веры.
Сопоставим два этих случая, они поучительны. Люди Назарета: израильтяне, имеющие Закон и пророков, правую веру и должные обряды. Сотник же человек чуждый народу Завета, возможно, прозелит. Однако Иисус удивляется неверию Назарета и удивляется вере сотника. Правоверие Назарета не было верой живой, верой спасающей. Люди Назарета открыли бы свои сердца Иисусу, если бы такая вера животворила их. Но вера их была внешне безукоризненна и бесплодна. Сердца их были закрыты. Мы не знаем доподлинно, какова была вера сотника. Он не знал об Иисусе того, что дано знать нам. Однако он открывает себя Ему. Он ощущает в Нем Господа и Спасителя. Его вера – от доверия и послушания, но отнюдь не от излишней чувствительности. Она – порыв всего его существа. Сотник не сомневается: Иисус и захочет, и сможет исцелить больного слугу. В каком-то смысле вся его жизнь зависит сейчас от того, что Тот скажет: «Скажи только слово...». Его ожидание и настойчиво, и смиренно.
Мы знаем теперь, что Иисус называет «неверием». И то, что называет Он «такой верой».
Иисус видит то, что есть в нас. Что же? Веру сотника или неверие Назарета? Чему Ему предстоит удивиться: вере нашей или неверию?
«Верую, Господи, помоги моему неверию». Эта антитеза, вопль-парадокс, который исходит от отца одержимого ребенка – не те ли слова, в коих может высказать себя и моя жизнь?
Верить во Христа Иисуса: но на чем строится эта вера? У каждого, вероятно, есть свои основы для нее. Пути ко Христу столь же различны, как и люди. У меня же, Господи, основание для веры в Тебя – Ты Сам. Я верую в Тебя потому, что по благодати Твоей никакой иной образ не может ни вытеснить, ни затемнить Твой образ, никакое иное слово не может проникнуть до самой глубины моего сердца, кроме Твоего слова; верую потому, что Ты дал мне познать красоту Твоего лика. Верую в Тебя потому, что словами служителя, посланного взять Тебя, – «никогда человек не говорил так, как этот Человек». Верую в Тебя потому, что кроме Тебя, нет для меня ничего.
Иисус очами простой веры