Найти тему

ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР?

Франц фон Штук "Грех" (1893 г.) - масло, холст - 94.5 х 59.5 см. - Баварские государственные собрания картин, Мюнхен, Германия
Франц фон Штук "Грех" (1893 г.) - масло, холст - 94.5 х 59.5 см. - Баварские государственные собрания картин, Мюнхен, Германия

Эта картина Франца фон Штука стала причиной большого скандала в момент своего появления в 1893 году. Глядя на нее сегодня, очень трудно представить себе что так возмутило современников автора — так сильно изменились художественные и моральные нормы за прошедшие 125 лет.

В глаза бросается, в первую очередь, по крайней мере, для немецкоговорящих зрителей, название картины, вырезанное на специально созданной для неё раме: "Грех". Однако, необычность работы, разумеется, не ограничивается рамой. Картина изображает полуобнаженную женщину, посылающую зрителю порочно-манящий взгляд из полумрака. Ее бледное, мерцающее тело обвито большой змеей. Это полотно — один из творческих успехов Штука. Между 1891 и 1912 годами он написал многочисленные версии этой картины.

Кроме очевидной отсылки к библейскому тексту о грехопадении Евы, соблазненной змеем, картина представляет собой исследование вопросов, беспокоившее художественное сообщество того времени — что можно сказать или изобразить, а что будет считаться нецензурным и табуированным? Что может быть изображено на картине, чтобы не обидеть никого из зрителей? Может ли значительное произведение искусства быть в то же время оскорбительным? С момента создания полотна прошло более века, а эти вопросы по-прежнему стоят как никогда остро.

Своей картиной Штук задает эти вопросы зрителю, уверенно демонстрируя баланс между предельно откровенным и целомудренно сокрытым, искусно играя на явном или скрытом вуайеризме своих поклонников, любителей искусства в целом, да и всех людей, поскольку вуайеризм, или "жажда подсматривать", по словам Зигмунда Фрейда, является частью психологического устройства каждого человека. Вуайеризм по Фрейду — не порочная жажда смотреть на чужую наготу, запрещенные вещи и фотографии, но базовая потребность каждого человека, сродни любопытству, жажде визуальных впечатлений и стремлению к исследованию окружающего мира.

Франц фон Штук "Автопортрет в студии" (1905 г.) - масло, холст - 75 х 61 см. - Старая национальная галерея, Берлин, Германия
Франц фон Штук "Автопортрет в студии" (1905 г.) - масло, холст - 75 х 61 см. - Старая национальная галерея, Берлин, Германия