Найти тему

"Ребенок Розмари" Айры Левина (1967)

Роман, который экранизировал Роман Полански

Знаменитая экранизация Полански приключилась ровно через год после публикации книжки: распроданный четырьмя миллионами копий, второй роман Айры Левина в 1967 году возродил интерес к страшной литературе, чей коммерческий потенциал внезапно перестали рассматривать всерьез. Несмотря на то, что писательская карьера Левина закончилась бесславной попыткой зайти в реку второй раз (он написал сиквел “Сын Розмари” в 1997-м), в 70-е у него все было еще хорошо - и “Степфордские жены” не только пользовались успехом, но и были несколько раз экранизированы.

Вероятно, за Левином тянулся флер знатока женских душ, хотя сегодня его умение вещать из головы Розмари Вудхаус представляется несколько схематичным - в соответствии с образом прогрессивной жены, а не какой-то проницательной правдой характера. Впрочем, именно многочисленные социальные конструкты (тм), сталкивающиеся под обложкой “Ребенка Розмари”, остаются любопытными и сегодня, в этом двойственном и путанном романе про не слишком набожных молодоженов, которые переезжают в престижный неоготический дом в престижном районе Нью-Йорка, знакомятся с ярко ряжеными бездетными стариками, а потом беременной Розмари начинает мерещиться, что в их жизнь вторгся Сатана и все хотят сделать с её неродившимся чадом что-то плохое.

-2

Вслед за классическим триллером Романа Полански, роман Левина можно было бы аттестовать как сюжет-волчок, который до (и после) конца заставляет сомневаться - параноидальный ли это бред женщины в предродовой депрессии, или же оккультный морок, городская легенда, каких по территории США с его готическим наследием раскидано предостаточно. Вне зависимости от ответа на вопрос (паранойя или Сатана), “РР” прекрасно иллюстрирует один из материнских страхов: а что, если плодом любви стало чудовище (эту тему развивают роман и фильм “Что-то не так с Кевином”).

Что если выбор между богом и безбожием действительно важен? Что если грядущее отцовское участие обратятся нарциссической отмашкой, вечной занятостью и попыткой ускользнуть от домашних забот? (Стоит заметить, что Розмари изначально поставлена в позицию беспомощной девочки.) Что если городские легенды и совпадения - не просто совпадения и страшилки? Что если ребенок откопает в ДНК родителей какую-то пакость или пойдет в отца (в данном случае - Сатану)? Еще до того, как эти вопросы задаст ребенок, на них нужно ответить самой - а это бесконечное количество окон к сокрушительному, лавкрафтианскому ужасу.

-3

Впрочем, откровения и ужаса тут все-таки не случается: возможно - из-за фильма; вероятно - Левин просто не дожал.

p.s. забавно, что за последний год два самых одиозных хоррора - "мама!" и "Реинкарнация" - отсылают именно к "Ребенку Розмари", причем оба очень по-разному.

Канал «Тинтина вечно заносит в склепы» — кино, театр, комиксы и снова кино