Медиа-повестка меняется каждый день. Помните, недавно у Нойза МЦ вышла рок-хип-хопера? Я вот уже забыл. Хотя, когда она вышла, я набросал черновик, в котором собирался настолько сильно отлизать этому релизу, что язык высыхает при одном только взгляде на тот текст. А уж если почитать — всё равно что довести женщину (да и мужчину) до оргазма. Но теперь информационный туман развеялся, все кто хотел и кто мог — высказались. Теперь можно посмотреть на Орфея и Эвридику через призму истории
Никогда бы не подумал, что смогу слушать Нойза МЦ полтора часа подряд. А уж тем более слушать то, что он называет «хоп-хоперой». В пубертатном периоде Нойз меня вообще не касался, как и весь рэп, в общем-то. А когда я пришел к рэпу сознательно — Нойз всегда казался просто спарринг-партнером Хованского. Ну да, чего-то там писал раньше, какие-то теории о бесконечности вселенной, про Иордан, окей, респект конечно, но может уже включим «Безумие»?
И вот оказывается, что этот чувак способен на такое. Орфей и Эвридика — это настоящий мьюзикл с хрестоматийным сюжетом новейшего времени про контракты, славу, продюсеров, про любовь и всё то, что знакомо каждому современному артисту. Сюжет положен на музыку и рассказан от лица архетипических персонажей древнегреческих мифов. И музыку, кстати, я бы отметил отдельно. Рокерские гитарные аранжировки и осмысленный рэпчик — одно из самых кайфовых сочетаний в современной русской музыке. Но аргументированно отвечать за эти слова я не могу, уж простите. Потому что из-за тотального битмейкинга и этих чёртовых бочек я возбуждаюсь от любого гитарного аккорда. Даже вот от Федюка в метро. А здесь целая рок-опера.
Ещё женский вокал. Разный женский вокал. И разный мужской вокал. Вроде бы включаешь Нойза, а слышишь его не так уж и часто. Даже редко. Это обычно называют динамикой — она здесь бешеная, треки короткие, ничего не надоедает. Скажу как Лев Лещенко: «Ни минуты покоя».
А призма истории помогает нам изучить критику в адрес альбома и поработать с ней. Центральная претензия — сюжет. Мол, «всё уже было», «чёта не оригинально» и так далее. Практически те же предъявы, которые уже третий год летают экспрессом в Горгород. И если для Горгорода это всё может быть даже справедливо, решайте сами, то за Орфея я всё же вступлюсь. Орфей и Эвридика это форма. Рок-опера или хип-хопера, как угодно, но это опера — то есть чистая формалистика. А критиковать её за сюжет… Ну, слушайте, а кто-нибудь критиковал за сюжет «Иисуса Христоса суперзвезду?». Вот и разобрались.
Я не борец за «культуру» и мне, как наблюдателю, всё равно, что происходит в русском рэпе. Но Орфей и Эвридика это вклад. И не только в рэп. Это огромный вклад в русскую музыку и культуру. Помните, у Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин». Так вот, это он просто Орфея и Эвридику не слышал.
Автор: Артем Старостин
Подписаться в социальных сетях: Telegram / ВКонтакте