Найти в Дзене
Жили-были совки

Анна Каренина – лахудра!

Известное всем изречение, что настоящая женщина может из ничего сотворить три вещи: салатик, прическу и скандал считаю весьма спорным. Для салата, кроме соли и сметаны, нужны еще какие-то продукты; для прически обязательный минимум - чтобы на голове были волосы. А вот скандал- вне всякого сомнения! Из ничего соорудить жуткий скандал прекрасной половине раз плюнуть, в этом за свою жизнь убедился не раз! Если собралась четверка женщин, потом подошла пятая, сто процентов вероятности, что скандал получится грандиозный! И, разумеется, из ничего! История эта случилась вот уже более полувека назад. Служил я тогда в Советской Армии рядовым солдатом и в числах 10 апреля мне сделали операцию по удалению аппендицита. Недели две пробыл в госпитале на лечении, после чего вручили мне выписку и отправили в свою часть. В выписке было сказано, что мне запрещено выполнение тяжелой физической работы в течении одного месяца и было рекомендовано командованию части предоставить мне отпуск с выездом

Известное всем изречение, что настоящая женщина может из ничего сотворить три вещи: салатик, прическу и скандал считаю весьма спорным. Для салата, кроме соли и сметаны, нужны еще какие-то продукты; для прически обязательный минимум - чтобы на голове были волосы. А вот скандал- вне всякого сомнения! Из ничего соорудить жуткий скандал прекрасной половине раз плюнуть, в этом за свою жизнь убедился не раз! Если собралась четверка женщин, потом подошла пятая, сто процентов вероятности, что скандал получится грандиозный! И, разумеется, из ничего!

История эта случилась вот уже более полувека назад. Служил я тогда в Советской Армии рядовым солдатом и в числах 10 апреля мне сделали операцию по удалению аппендицита. Недели две пробыл в госпитале на лечении, после чего вручили мне выписку и отправили в свою часть. В выписке было сказано, что мне запрещено выполнение тяжелой физической работы в течении одного месяца и было рекомендовано командованию части предоставить мне отпуск с выездом на Родину. Начальник штаба части майор Бодрок прочитал выписку и сказал:

-Бикчурин, ты у нас командир передового расчета, ко Дню Части планируем присвоить тебе младшего сержанта. Я тебе отпуск дал бы и без всякой рекомендации медиков, просто за хорошую службу. А был бы ты рас…..(в таких случаях телевизор пикает!), наплевал бы я рекомендацию! Поздравляю с отпуском, поезжай домой, передай от нас привет родителям, хорошего сына они вырастили!

На утро следующего дня я выехал домой, отпуск пролетел мигом! 9 мая, в День Победы, я был в дороге, а утром 10 мая уже докладывал командиру роты капитану Салову о своем прибытии из отпуска. Капитан Салов был краток:

-Поздравляю с прибытием! Пока не знаю, куда тебя определить. Пойдем с тобой после обеда в штаб, к майору Иванову. Он наверняка найдет для тебя легкую работу. А то найдутся умники, заставят тебя уголь разгружать.

Майор Иванов, известный в части как крикун и матерщинник- виртуоз, занимал должность начальника оперативного отдела штаба, был скор на расправу и на поощрения. В оперативный отдел входили два подотдела: инструментального контроля и камеральный. Подотдел инструментального контроля состоял только из мужчин, командовал им капитан Столетов. В камеральном отделе под командованием капитана Пулатовой служили только женщины, офицерские жены, числом около полусотни. Женщины, хотя уважали и побаивались майора Иванова, но в настоящий трепет их приводила капитан Пулатова. Мимо ее кабинета многие из женщин непроизвольно проходили на цыпочках!Майор Иванов мгновенно решил направить меня в подотдел Пулатовой. Пулатова сама отсутствовала в тот день на службе и Иванов вызвал лейтенанта Картузову. Пришла женщина в военной в форме, как было принято говорить в конце прошлого века, “грузинской внешности”.

-Берта Самуиловна, у Никитиной в отделении болеет Сорокина? Вот вам пополнение, Бикчурин, он командир расчета. Думаю, справится с камералкой, всех вас еще обставит. Только накажите Никитиной, пусть его дневальным не ставит и не заставляйте таскать тяжести – парень после операции.

Так я оказался в отделении младшего сержанта Никитиной. Чувствовалось, что Никитиной нравится быть командиром отделения, носить две лычки на погонах и она с упоением играла в солдатики. Кроме самой Никитиной в отделении служили ефрейтор Соболева, двое рядовых, фамилий не помню, звали обеих Иринами и рядовой Сорокина. Показали мне рабочее место, инструменты, выдали журнал съемок и кроки, специальную бумагу для черчения карты. Стали звать меня Рашитик и сказали, чтоб не позднее без пяти девять утра я был на месте, сидел на стуле, но к работе не приступал.На следующее утро ефрейтор и рядовые, кроме Сорокиной на месте, ровно без пяти девять открывается дверь, появляется Никитина. Одна из Ирин командует:

В такой форме № 2  ходили военнослужащие женщины в Советской Армии.
В такой форме № 2 ходили военнослужащие женщины в Советской Армии.

- Отделение, встать! Смирно!

Вскакиваем, принимаем стойку «смирно». Ирина продолжает:

-Товарищ младший сержант! За время моего дежурства в отделении происшествий не случилось! Отсутствует рядовой Сорокина, причина отсутствия- болезнь ребенка! Дневальный Имярек! (назвала свою фамилию).

Младший сержант Никитина стоит по стойке «смирно», ладонь держит строго как велит строевой устав: под нижней кромкой беретки.

-Здравствуйте, товарищи!

-Здравия желаем, товарищ младший сержант!- кричим мы в ответ.

В завершение младший сержант Никитина командует, а дневальный повторяет команду:

-Вольно, садись! Приступить к работе!

Признаться, я был сражен! Не ждал я от женщин такого лихого исполнения требований строевого устава! Как только целы остались мои бедные перепонки! Но остался цел и невредим и согласно команде приступил к работе на арифмометре «Феликс», на котором можно было производить всем известные четыре арифметические действия. Сижу, кручу рукоятку арифмометра и тут младший сержант Никитина командует:

- Отделение, встать! Смирно!

Вскакиваем в стойку «смирно», в дверях стоит капитан Пулатова, держит руки по швам и без той лихости младшего сержанта Никитиной, спокойно здоровается с нами:

-Здравствуйте, товарищи!

-Здравия желаем, товарищ капитан! – звучит ей в ответ.

-Товарищ капитан! –докладывает младший сержант Никитина- За время Вашего отсутствия в отделении происшествий не случилось. Отсутствует по уважительной причине рядовой Сорокина. Из-за отсутствия Сорокиной допущено отставание по заданию номер 123 от графика на 24 часа. Командир отделения- младший сержант Никитина.

-Вольно! Продолжить работу!

Кто поворачивается к чертежной доске, кто крутит арифмометр, а младший сержант Никитина вспоминает про меня, умудрившись забыть мою фамилию.

-Ой, товарищ капитан! А нам вчера пополнение дали. Вот, командир расчета, после операции, рядовой …….

-Товарищ капитан! – прихожу на помощь младшему сержанту Никитиной, став по стойке «смирно»- Разрешите представиться: рядовой Бикчурин.

-Как Вас зовут- величают, рядовой Бикчурин?

-Рашит Мисбахович, товарищ капитан!

-Слышала о Вас, работала по Вашим материалам. Вы и Неделин работаете без ошибок. Очень рада знакомству. Вы татарин?

-Так точно, товарищ капитан, татарин.

-А я-узбечка! Фамилию мою знаете, по имени – отчеству Гульбар Хафизовна.

-Красивое у Вас имя, товарищ капитан!- не успел я договорить комплимент, как дальше начался скандал. Ефрейтор Соболева, не отрывая глаз от чертежной доски, с сильной злобой, на максимум которой только может быть способен женский голос, выдала:

-Ну, вот! Не могли нормальное человеческое имя дать девочке!

Погасла улыбка у Гульбар Хафизовны, она коротко взглянула на ефрейтора Соболеву, махнула на нее рукой и пошла к двери быстрым шагом. Шла не оскорбленная восточная женщина, а настоящий офицер Советской Армии, который в любой ситуации способен взнуздать свои нервы. Младший сержант Никитина в один прыжок подскочила к ефрейтору Соболевой и закричала:

-Лиза, ты что, сдурела? Белены объелась? Как ты могла такое сказать?

-Что ты на меня напустилась ни с того, ни с чего? Стою за доской, молчу!

- Не притворяйся! Смотри-ка молчит она! Не трогает она никого! За что ты оскорбила Гульбар Хафизовну?

- Никого я не оскорбила! Стояла за доской, молчала себе в тряпочку, рта не раскрывала!

Младший сержант Никитина и две Ирины дали ответ ефрейтору Соболевой залпом из трех глоток, как будто этот крик был отрепитирован заранее.

-Еще как оскорбила! Бессовестная!

В этот момент ефрейтор Соболева окончательно забыла , что она не только женщина, но и солдат Советской Армии, уселась на стул и стала смотреть в окно. А Никитина напротив, вспомнила, что она младший сержант, командир отделения и решила употребить власть:

- Ефрейтор Соболева, встать!

Ефрейтор Соболева взглянула на своего командира и опять отвернулась к окну, но мощный залп из трех глоток : «вст-а-а-ать!» поставил ее на ноги. Младший сержант Никитина скомандовала:

-Смирно! Ефрейтор Соболева, за оскорбление капитана Пулатовой объявляю Вам три наряда вне очереди. К несению наряда приступить с завтрашнего числа!

В дверях стоял никем из женщин незамеченный майор Иванов, делал знак мне помалкивать. А ефрейтора Соболеву понесло во все тяжкие: достала и надела на голову беретку, свернула из пальцев правой руки кукиш и заявила:

-Вот тебе дулю, не хочешь? Наряд вне очереди, а за что? Выдумали такое: я оскорбила Пулатову! Я что, контуженная на голову? Просто вы мне завидуете, я здесь самая красивая! Муж у меня майор, не ваши лейтенантишки! Три лахудры !

В ответ прозвучал залп в том же исполнении: «сама лахудра!» После этого залпа каждая из женщин стала кричать свое, шум стал невозможный. Майор Иванов сказал не очень громко: « молчать!» и настала тишина. Майор прошел в середину комнаты, выдал в виртуозном исполнении из своего репертуара фразу, которую не взялся бы печатать ни один станок и добавил:

-Что орете, как пьяные проститутки? Здесь вам не бордель, здесь вам штаб войсковой части! Вести себя в штабе следует культурно! Никитина, доложи, почему такой некультурный крик у тебя в отделении?

Никитина, волнуясь, перескакивая с пятого на десятое, доложила причину «некультурного крика». Еще не остывшая Соболева завопила во всю мощь легких:

- Миленький Алексей Митрофанович, товарищ майор! Неправда это все! Эти лахудры выдумали все! Не говорила я: «не человеческое имя»!

Те же глотки выдали новый залп: «сама лахудра, говорила»!

-Нет это вы лахудры, а не я! У меня на голове беретка, видите, товарищ майор?

Майор Иванов принял самый строгий и официальный вид :

-Я сказал: молчать! Учишь вас учишь, толку нет! Какой миленький, какой Алексей Митрофанович? Тут Армия, тут товарищ майор! Так, всем смирно! Ефрейтор Соболева, за пререкания с командиром в грубой и оскорбительной форме, объявляю Вам трое суток ареста с содержанием в гарнизонной гауптвахте!

Майор Иванов выжал из ефрейтора Соболевой ответ: «есть, трое суток ареста!» , после чего вызвал лейтенанта Картузову:

-Так, Берта Самуиловна, я объявил ефрейтору Соболевой трое суток ареста! Сопроводите арестованную на гауптвахту сейчас, предметы гигиены отнесите вечером, сегодня же. Счастливого пути!

Ушла ефрейтор Соболева в сопровождении лейтенанта Картузовой, ушел майор и мы минут 15 работали в абсолютном молчании. Молчание прервала младший сержант Никитина вопросом:

-Иришки, кто из вас знает, кто такая лахудра?

Иришки ответили, что слово это слышали, а что оно значит точно, сказать не могут. Всем троим загорелось, одна из Иришек сходила в типографию, принесла орфографический словарь, но в нем слова «лахудра» не было. Другая Иришка вспомнила, что при солдатском клубе есть библиотека, пошла и принесла словарь. За давностью лет я не помню ни автора, ни названия словаря. Младший сержант Никитина нашла слово и прочитала вслух:

-«Лахудра- так в прошлом веке называли в Нижегородской, Ярославской и в ряде других губерний женщину, вышедшую к людям без головного убора: платка или кокошника. Второе значение- непричесанная женщина, с торчащими в разные стороны волосами, в скобках: патлами». Хм.. Всего- то?! То- то, я удивилась, когда она беретку на голову напялила! Хотела доказать нам, что мы лахудры, а она вся из себя красавица неписанная!

Младший сержант Никитина подошла к зеркалу, внимательно осмотрела свою прическу, подошла к одной Ирине, потом к другой и сделала заключение.

- Никакие мы не лахудры! Мы- молодые симпатичные женщины с аккуратными прическами, патлы ни у кого, ни в какие стороны, не торчат! Что касается головного убора, так тогда был другой век! Слушайте, девочки, у этой лахудры Елизаветы сын и дочь в садике! Если её майор Соболев в дежурстве на неделю, кто за детьми присмотрит?

Женщины уточнили, что майор Соболев освободится от дежурства в понедельник следующей недели и решили, кто в какой день забирает детей к себе домой. Младший сержант Никитина переговорила с женщинами из других отделений и решила проблему сменной одежды и белья для детей. Все эти события успели пройти до обеда, после обеда меня вызвал к себе майор Иванов. Майор пил чай из огромного бокала, кивнул головой в ответ на мой рапорт, достал, как тогда говорили, «Маленковский» стакан, налил мне чай.

- Пей, это приказ! Как считаешь, Никитина мне все верно доложила, ничего лишнего не прибавила?

-Товарищ майор, младший сержант Никитина доложила Вам все верно.

-Невероятно! Чтоб Соболева поперла на Пулатову! Ведь Пулатова не знаю как с ними нянчится, родная сестра так не будет! Каждая из них должна понимать: есть Пулатова- есть подотдел, нет Пулатовой –нет подотдела! Она там все организовала, всех обучила, не всякий мужик так сможет!

Иванов допил чай, встал из-за стола и начал ходить из угла в угол, покачивая головой. Остановился, произнес очередную фразу из своего богатого репертуара, как всегда виртуозно, не допустив повтора.

-Хотя, когда баба начинает думать другим местом, она такое может натворить! А каким местом- тебе говорить бесполезно. Вот женишься, годков через пять узнаешь, каким еще местом они думают. А пока иди, неси службу!

На следующий день вышла на службу рядовой Сорокина. В рапортах дневальные и младший сержант Никитина стали докладывать, что отсутствует ефрейтор Соболева, причина отсутствия: арест на трое суток. В субботу утром, выйдя из казармы, я чуть не налетел на майора Иванова.

-Здравия желаю, товарищ майор!

-Будь здоров, –майор пожал мне руку- на службу? Пошли вместе. Вчера Соболеву выпустили из губы. С балкона мне воздушные поцелуи посылала, выходит, не обиделась! Или виду не хочет показать. Тут брат, мне такая обструкция была от жены и мамы! Три дня проспал на раскладушке в комнате сына. На улице начали показывать на меня пальцем, вот идет майор, который арестовал женщину, мать двоих детей! Теперь у этой Соболевой славы не меньше чем у Терешковой! Та первая слетала в космос, а эта первая из женщин находилась под арестом на нашей гарнизонной гауптвахте! До нее никто из женщин там не сидел. Ты мотай себе на ус, в жизни все может пригодится. Я почему вкатил этой Соболевой на всю катушку? Чтоб неповадно было всем остальным, чтоб зареклись впредь скандалить в штабе! Не дай Бог, чтоб бабы эти почуяли слабинку. Самое интересное – Пулатова подала рапорт, просит Соболеву назначить командиром отделения! Говорит, что это будет педагогический прием по методу Макаренко.

Так, под монолог майора, густо сдобренного непечатными выражениями, мы поднялись на второй этаж. Ефрейтор Соболева домывала пол в отделении. Увидев майора, стала «смирно» и взяла рукоятку швабры на «краул».

-Здравия желаю, товарищ майор! Рашитик, привет!

-Будь здорова, Елизавета Макаровна! Как отсидела? Не в обиде на меня?

- А что, там меня солдатики полюбили, кормили очень хорошо. Если бы не скучала по детям, можно считать, в доме отдыха побывала. Алексей Митрофанович, хоть и наказали Вы меня ни за что, разве можно обижаться на такого красавца! Потом, солдатики мне сказали на губе, что за одно нарушение по уставу положено одно наказание. А мне три наряда вне очереди от Риты и от Вас трое суток ареста!

-Первое: не Рита, а младший сержант Никитина! Второе: майор Иванов не Бурбон какой, ни за что не наказывает, наказал ефрейтора Соболеву за грубые пререкания с командиром отделения! Третье: командир отделения наказал ефрейтора Соболеву за грубость по отношению к капитану Пулатовой, военная бухгалтерия самая точная, два нарушения - два наказания! Если на губе понравилось, обращайтесь, могу устроить еще раз по дружбе. Но мне Пулатову не трогать! Вот никогда бы не подумал, что ты способна на такое!

-Товарищ майор, Алексей Митрофанович, миленький! Да я сама не пойму. Вот Гульбар Хафизовна и Рашитик заговорили про имена, а мне вспомнилось свое. При рождении мама назвала меня Гертрудой. Ох и натерпелась я с этим именем, начиная с садика, кончая техникумом мелиоративным! Представьте себе: Кузьмина Гертруда Макаровна! Ладно, старший лейтенант Соболев замуж взял, одним разом сменила и фамилию, и имя! Думала свое, а вырвалось, обидела Гульбар Хафизовну… Отрапортую, пойду к ней, на коленях буду за ней ходить, пока не простит!

-Вот это правильно! Капитан Пулатова самый понятливый офицер! Она уже тебя простила, рапорт подала: хочет она тебя командиром отделения назначить! Но ты, Лизавета, все же сходи к ней, повинись!

Майор пошел к себе, а мы зашли в кабинет, в котором работало отделение Никитиной. Подошли Ирины, Сорокина, пошли расспросы, благодарности за уход за ребятишками. Соболева с юмором описала трое суток ареста, Ирины с не меньшим юмором напомнили «три лахудры».

Татьяна Самойлова в роли Анны Карениной, Василий Лановой- Вронский.
Татьяна Самойлова в роли Анны Карениной, Василий Лановой- Вронский.

-Ой, девчонки! Мне Берта Самуиловна приносила книгу Толстого «Анна Каренина». Пока сидела трое суток, прочитала от корки до корки. Вот была баба без царя в голове! Мало муж и сын обиженные, так и любовник, Вронский, счастья с ней не видел! Под поезд бросилась! Вот лахудра, самая настоящая лахудра!

В этот миг в дверях появилась младший сержант Никитина.

-Кто лахудра?!

-Анна Каренина- лахудра! Отделение, встать! Смирно! Отставить смех! Товарищ младший сержант! Перестаньте ржать, дайте отрапортовать! За время моего дежурства происшествий не случилось! Дневальный- ефрейтор Соболева!