Найти тему
"Новый взгляд"

Разрешит ли суд плавать судам с рекламой

В арбитражной инстанции Московского округа рассмотрят дело о применении закона «О рекламе» к транспортным средствам

Арбитражный суд Московского округа готовится в июне вынести решения по делам о размещении рекламы на транспортном средстве — пассажирском теплоходе, осуществляемой с помощью цифрового видеоэкрана. Учитывая, что эти решения затронут интересы целой отрасли, мы обратились с просьбой прокомментировать их нашего эксперта, адвоката адвокатской палаты г. Москвы Вадима Березина.

— Вадим, скажите, пожалуйста, в чем вкратце суть арбитражных дел, и чем они так интересны для туристического рынка?

— Организация, владеющая пассажирским прогулочным теплоходом, установила на его борту видеоэкраны, которые позволяют транслировать рекламные сообщения во время следования теплохода по прогулочному маршруту. По сути, ничего нового по сравнению с размещением рекламы на биллбордах, баннерах и рекламной оклейкой теплоходов, практиковавшимся в судоходной отрасли, не произошло. Но в этот раз «современные технологии» привлекли внимание административных органов, которые решили, что раз в соответствии со ст. 130 ГК РФ подлежащие регистрации плавсредства являются недвижимостью, то при размещении рекламы на них необходимо применять положения ст. 19 ФЗ «О рекламе», в которой, в том числе, использован обобщающий термин «объекты недвижимости».

— Дела слушаются в кассационной инстанции, а какие решения вынесли суды первых инстанций?

— Решения приняты противоречивые. Предписание о демонтаже рекламной конструкции, установленной без разрешения, было признано незаконным, и поддержано в апелляции. Заявление о привлечении компании, разместившей рекламу, к административной ответственности за установку рекламной конструкции без разрешения, удовлетворено, и также оставлено в силе в девятом арбитражном апелляционном суде.

— Какое Ваше мнение по применению норм права в этой ситуации?

— Однозначно, и я, и мои коллеги – юристы и эксперты права, с которыми мне удалось обсудить эти дела, считают, что разрешения на рекламу, которая размещается на транспортном средстве, оформлять не надо. Вне зависимости от того, как она демонстрируется, с использованием каких технических средств — если она фактически размещается на транспортном средстве, которое передвигается в пространстве, перевозит пассажиров или грузы, применяется специально написанная для этого статья 20 Федерального закона «О рекламе», которая четко описывает порядок размещения такой рекламы, вопросы безопасности, отсутствия преимущественного использования под рекламу, но не требует ни в коем случае получения разрешения. Игнорировать эту статью закона в этом случае не получится.

Что касается применения статьи 19 Федерального закона «О рекламе», то она применяется только в отношении рекламных средств стабильного территориального размещения, то есть таких, которые постоянно находятся в конкретном месте, по конкретной географической координате, связаны с земельным участком, зданием или сооружением, к которому они прикрепляются, и не могут быть перемещены в пространстве на другое место без ущерба им.

В рассматриваемых случаях – я уверен, при размещении рекламы на теплоходе должна применяться статья 20 ФЗ «О рекламе».

— Какие, на ваш взгляд, перспективы у этих дел?

— Очевидно, что первые инстанции в одном из дел не смогли правильно применить нормы права. Кассационная инстанция, или Верховный Суд (если дела пойдут дальше в порядке надзорного производства) снимут эти противоречия; будут вынесены консистентные решения по обоим делам.

— Спасибо!

Интервью записала Ирина Макарова.

"Новый взгляд"