Текст: Сергей Удачин, Фото: Kia
«Первый» Sorento, появившийся на российском рынке в начале «двухтысячных», не был бестселлером среди одноклассников. Да и хитом продаж Kia его тоже не назовёшь. Однако этот солидный внедорожник пользовался стабильным спросом у ценителей рамных проходимцев с неразрезным задним мостом. В основном, за счёт соотношения цена/качество. А ещё из-за внушительных размеров салона и багажника, разнообразия силовых агрегатов и хорошего оснащения. За это большого «корейца» любят и сейчас, спустя 15 лет после выхода на рынок. Но настолько ли он надёжен, чтобы покупать его в таком возрасте?
Предыстория
Среднеразмерный рамный внедорожник Kia Sorento первого поколения был впервые представлен в августе 2002 года в Корее. По технической части от продольно расположенного под капотом двигателя 3.5 V6 до зависимой задней подвески и трансмиссии с понижайкой он был унифицирован с моделью Hyundai Terracan. Sorento получил два варианта полного привода: с жёстко вручную или автоматически подключаемой передней осью.
Поначалу проходимец предлагался на выбор с двумя бензиновыми моторами: 2.4 (139 л.с.) Mitsubishi 4G64 и 3.5 V6 (195 л.с.) Hyundai Sigma. И с дизелем 2.5 (140 л.с.). Первые два с 5-ступенчатой МКП и 4-диапазонной АКП соответственно, а последний - с обоими типами коробок передач. В начале 2006 года внедорожник обновили, изменив ему светотехнику, бамперы, радиаторную решётку, отделку салона и оснащение. Также после рестайлинга модель лишилась младшего бензинового мотора. Вместо старшей «шестёрки» появились более способная 3.3 (241 л.с.) и топовая 3.8 (262 л.с.) серии Lambda.
После модернизации стал мощнее дизель 2.5 (170 л.с.), и ушёл в прошлое 4-диапазонный автомат. С марта 2007 года обновлённый Sorento начали собирать в Ижевске на заводе «ИжАвто». В 2009 году из-за банкротства предприятия локальный выпуск модели у нас прекратился. Однако в середине 2010-го на заводе всё же было собрано 800 последних внедорожников из оставшихся машинокомплектов, после чего производство модели первого поколения был окончательно свёрнуто. Да и «второй» Sorento в тот же год вышел на российский рынок.
«Вторичка»
Наибольшее число покупателей «первого» Kia Sorento, похоже, руководствовались принципом «настоящий внедорожник должен быть дизельным». В результате четыре из пяти машин этой модели на вторичном рынке продаются с мотором на «тяжёлом топливе» (79%). Sorento c младшим бензиновым агрегатом 2.4 (8%) встречаются чаще, чем с любым из топовых 3.3 (6%) и 3.5 (7%). А внедорожников с 3.8 почти не найти. Кстати, механика (24%) на Sorento с пробегом попадается втрое реже, чем автомат (76%).
Сюрпризы под «листвой»
В первые 5-7 лет Kia Sorento радовал своих хозяев не только презентабельным внешним видом, но и неплохо защищённым от коррозии металлом кузова. Однако не стоит обольщаться привлекательным экстерьером 15-летних авто. Ведь помутневшая от времени головная оптика по 19 200 рублей за блок-фару и облезающий с накладок хром – это лишь цветочки. Зачастую кузова таких машин таят массу неприятных сюрпризов. И скрываются они, как правило, под «листвой». Так владельцы внедорожника называют пластиковый обвес кузова. Если его демонтировать, то почти наверняка вы не обнаружите на своём месте многослойных металлических порогов.
Только их сгнившие остатки. Да и задние арки, скорее всего, уже превратились в труху из-за забивающейся под подкрылки грязи и попадающей туда влаги. Для восстановления арок многие владельцы Sorento используют ремкомплекты от ВАЗ 2109, поскольку оригинальных для Kia нет. Помимо скрытой коррозии, которая при отсутствии дополнительной обработки металла со временем начинает «точить» и несущую раму, следы «рыжей чумы» нередко встречаются вокруг лобового стекла, на капоте за 25 400 рублей, внизу дверей по 8700 рублей за задние и по 25 000 рублей за передние, а также на дверце багажника за 40 200 рублей.
Поэтому оценке состояния кузова при выборе корейского проходимца следует уделить как можно больше внимания, чтобы потом не тратить время и деньги на ремонт. В идеале найти бы автомобиль, владелец которого в недавнем прошлом уже провёл комплекс необходимых работ по восстановлению металла и его защите от ржавчины. А ещё можно попытать счастья в поиске максимально свежих и ухоженных экземпляров, дополнительно обработанных антикором в стратегически важных местах вскоре после покупки. Такие могли сохраниться очень неплохо.
Лучше бензиновый
Самый логичный для внедорожника и поэтому самый популярный на «первом» Sorento турбодизель 2.5 с цепным приводом ГРМ, как ни парадоксально, оказался самым проблемным из двигателей этой модели. Даже у бережливых и заботливых владельцев он не отличался надёжностью. Сервисменам известны случаи обрывая шатунов, приводившие к замене мотора. Нередко турбодизель теряет тягу и начинает поглощать масло из-за пробоя медных уплотнительных колец по 100 рублей на форсунках по 19 000 рублей, порой доводя до замены последних.
А владельцам Sorento, не «заморачивающимся» качеством заливаемого в бак дизтоплива, игнорирующим рекомендации по промывке топливной аппаратуры через 30 000 км и ТО вдвое чаще, чем у бензиновых версий, этот турбомотор доставляет куда больше хлопот. Например, с периодическим ремонтом или заменой ТНВД от 47 000 рублей. А ещё рано или поздно начинающий пропускать масло изношенный сальник турбины вынуждает заменить и её. Новая стоит 45 000 рублей и служит в зависимости от стиля езды от 50 000 до 100 000 км.
Бензиновые рядная «четвёрка» 2.4 и V-образные «шестёрки» 3.3, 3.5 и 3.8 на фоне капризного турбодизеля выглядят образчиками надёжности, хоть и прожорливыми. Проведения техобслуживания машин с такими силовыми агрегатами по установленному производителем графику со своевременной заменой масла раз в 15 000 км, свечей через 45 000 км, ремня ГРМ от 2500 рублей через 60 000 км и помпы за 6500 рублей через 120 000 км вполне достаточно для их долгой и верной службы своему владельцу.
Обычные КПП
К коробкам передач «первого» Sorento каких-то особых претензий у владельцев нет. Это касается и 5-ступенчатой механики, и проверенного временем 4-диапазонного автомата Aisin на дореформенных машинах, также встречающегося в разных модификациях на большом количестве «Тойот». И 5-скоростного Jatco, который ставился ещё и на многие «Ниссаны»: от проходимца Pathfinder, пикапов Navara и Titan до мощных спортивных легковушек Skyline и Z350.
Все эти коробки способны без капремонта проходить не одну сотню тысяч километров. А при своевременной замене масла не уступят двигателю по ресурсу. У МКП, в работе которой должна присутствовать чёткость, и обязаны отсутствовать посторонние шумы и хрусты при переключениях, сцепление за 38 700 рублей служит не меньше 100 000 км. У автоматов в первую очередь обновления требуют сальники и прокладки от 4200 рублей за весь комплект. Плюс фрикционы. Первые признаки скорого ремонта АКП – рывки, толчки и вибрации.
У Sorento важно проверить работу полного привода с раздаткой Bork Warner и мостами Alisson. Помимо подключения и отключения передней оси вручную на машинах с приводом Part Time и автоматически с TOD (Torque On Demand), не должно быть слышно гула и воя, а также ощущаться вибраций. К слабым местам «парттайма» относят пневматическую муфту в переднем мосту за 6800 рублей, а также порой «умирающий» её насос за 18 000 рублей. У машин с автоматическим подключением оси могут сбоить датчики вращения карданных валов: передний за 4000 рублей и задний за 5000 рублей.
Плавный и крепкий
Комфортная подвеска первого среднеразмерного внедорожника Kia показала себя весьма живучей и неприхотливой на наших дорогах. Мало кому из владельцев, не увлекающихся «оффроудом», приходилось что-то серьёзно ремонтировать в ходовой при пробегах меньше 100 000 км. Разве что примерно через 30 000 км проходимцу снаряжённой массой почти 2 т требуется новый комплект передних тормозных колодок за 4200 рублей, да втулки стабилизатора по 200 рублей.
Задние колодки за 2500 рублей, как и тормозные диски за 6500 рублей, выхаживают не меньше 50 000 км. На этом же пробеге «первому» Sorento понадобятся новые опоры верхнего рычага передней подвески по 4300 рублей и стойки стабилизатора по 900 рублей. Амортизаторов за 5500 рублей, как и ступичных подшипников по 2800 рублей, корейскому внедорожнику хватает примерно на 80 000 – 90 000 км. Рулевая рейка за 22 000 рублей, застучав, может попроситься на замену уже через 50 000 км, тогда как наконечники по 1200 рублей выхаживают вдвое, а то и втрое больше.
Почём?
Цены на «первый» Kia Sorento стартуют с 250 000 – 300 000 рублей за ранние машины, проехавшие под 300 000 км, порядком «подуставшие», получившие повреждения и в ряде случаев уже «поеденные» ржавчиной. За рестайлинговые машины их владельцы просят не меньше 420 000 – 440 000 рублей. Их пробеги часто меньше 200 000 км, хотя встречаются проходимцы, накатавшие и свыше 350 000 км. Самые свежие Sorento оцениваются примерно в 700 000 рублей. На одометре таких машин редко больше 150 000 км, а внешний вид и состояние салона могут приятно удивить.
Наш выбор
Отзывы владельцев Kia Sorento первого поколения и статистика сервисменов говорят, что этот солидный внедорожник не так уж безгрешен в возрасте. Хотя две самые большие его проблемы – коррозия кузова под пластиком и капризный турбодизель – вовсе не повод отказываться от этого комфортного, просторного и внушительного проходимца за небольшие деньги. Ведь можно выбрать автомобиль посвежее и с бензиновым мотором. На наш взгляд оптимальной покупкой может стать обновлённый Sorentoс двигателем 3.3 V6. Вполне приличные экземпляры 2007-2008 года выпуска с парой владельцев в ПТС и пробегом до 150 000 км можно найти от 500 000 рублей.