Это будет первая статья из серии Советские кинокомпозиторы. Тема необъятна, это огромный пласт не только музыкальной культуры, но и культуры кинематографа и просто советской культуры.
В ряде статей я уже упоминал, что "единственный гений ХХ века" Сергей Сергеевич Прокофьев писал, в том числе, и музыку для кино. Это единственный в своём роде признанный мировой классик, который целенаправленно делал музыку для фильмов.
Статьи про Сергея Сергеевича по ссылкам:
"Как Сергей Сергеевич Прокофьев дал хиты Стингу, Робби Уильямсу и др."
"Дэвид Боуи, Прокофьев, Петя и Волк"
И я не устану про него писать, несмотря на малое количество просмотров и слабый интерес читающей публики. Потому что своих классиков надо знать в лицо и уровень читателя надо поднимать вверх, а не опускаться до текущего.
Итак, Сергей Сергеевич с полной ответственностью подходил к написанию музыки для недавно появившегося кинематографа и продемонстрировал при этом чудеса вовлечённости в кинопроцесс, ибо писать санудтрек совсем не то же самое, что писать программные опусы для симфонических оркестров. Надо ведь ориентироваться на картинку, а не на вековые каноны.
Первым фильмом, к которому Прокофьев написал музыку, был фильм "Поручик Киже" по Юрию Тынянову, снятый молодым Александром Файнциммером (Девушка с гитарой, Трактир на Пятницкой) в 1934 году. У Прокофьева получилась великолепная сюита из пяти частей - Рождение Киже, Романс, Свадьба Киже, Тройка, Похороны Киже. Особенно замечатален "Романс" с прекрасной основной мелодией, отличными второстепенными и плавными переходами. Причём сразу понятно, засчёт композиции, что это написано либо для музыкальной пьесы, либо для кино
Вот классное видео, где наглядно разложен богатый инструментарий пьесы на партитуре. Там есть даже тенор-саксофон, немыслимая вещь для симфонического оркестра. По ходу пьесы идут вариации на разных инструментах основной мелодии.
Наиболее известным в творчестве Прокофьева для кино является его третья работа - Александр Невский, которого снимал Сергей Эйзенштейн (второй фильм - Пиковая Дама, сгорел при пожаре на Мосфильме в 1936 году). Музыка Прокофьева и без кино широко известна, как кантата "Александр Невский", но в привязке к гениальному видеоряду давно стала мировой классикой. Сергей Сергеевич перепробовал на киностудии все имеющиеся шумовые эффекты и некоторые включил в свою партитуру. Проблема что делать музыку под кино или кино под музыку решилась мэтрами к обоюдному удовольствию и согласию, на то и мэтры. В итоге получилось и кино, и отдельное симфоническое произведение из семи частей.
Вот что много позже писал Сидни Люмет, известный американский режиссёр:
"Единственным музыкальным оформлением, остающимся полноправным произведением искусства, является «Ледовое побоище», написанное Прокофьевым для «Александра Невского». Известно, что Эйзенштейн обсуждал музыку с Прокофьевым задолго до начала съемок, тогда композитор и начал её сочинять. Говорят, что Эйзенштейн даже монтировал, приспосабливая эпизод к музыке. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но даже прослушивая киномузыку на пластинке, я немедленно вспоминаю соответствующую сцену. Они неразделимы – великий эпизод, великое музыкальное сопровождение."
Мне очень нравится часть, которая называется "Крестоносцы во Пскове". Более страшной и тревожной музыки мне редко доводилось слышать. Трубы ревут просто какими-то дьявольскими голосами
Получилась у Прокофьева кантата, а не сюита, поскольку он активно использовал вокал - и хоровое, и сольное пение. Сольный номер "Мёртвое Поле" основан на традиции русских народных плачей, исполняемых меццо-сопрано. В хоровых ораториях чувствуется серьёзное влияние церковных песнопений, но с гораздо больше экспрессией. Для изображения антагонизма автор использовал контрастные средства: выразительные квинто-квартовые (диатонические) мелодии гармонического ряда присущи русским темам в кантате, в то время как крестоносцы представлены подчёркнуто диссонансом музыкой в католическом стиле, она основана на стилизованном латинском гимне Peregrinus expectavi - чувствуется широкая музыкальная эрудиция композитора.
Кроме перечисленных выше. Сергей Сергеевич поучаствовал в написании музыки ещё к фильмам во время Великой Отечественной: "Партизаны в степях Украины", "Котовский", "Лермонтов", но добавила ему международного признания ещё одна работа с Эйзенштейном - историческая драма Иван Грозный - вершина кинематографического гения Эйзенштейна, снятая в 1945 и доснятая второй частью в 1958 году, уже после смерти композитора.
Здесь подход автора музыки довольно сильно отличался от предыдущих работ. Музыка уже не была самостоятельным произведением, а была подчинена видеоряду. Мне кажется, это выбор самого композитора, продиктованный и длительностью фильма, и желанием не растаскивать цельное кино на фрагменты. И, кстати, сильно заметно влияние модерна. который проступил под конец творчества у Прокофьева
В целом по этим фильмам изучать нашу историю, возможно, и не стоит. Но вот изучать историю отечественной музыки и киномузыки в частности, на примере такого многостороннего композитора и человека, как Сергей Сергеевич Прокофьев - очень надо. Можно сказать, немного с натяжкой, что всё клипмейкерство родилось из прокофьевских номеров к Поручику Киже и Александру Невскому, как вся великая русская литература выросла из Шинели Гоголя. Уши и глаза это, без малого, половина человеческих чувств - и когда оба этих органа получают превосходный материал, то он влияет не только на настроение, но и на человеческую душу