Survival horror — игры, которые способны пощекотать нервы любому. Если готовы испугаться не на шутку — это ваш выбор.
Игры жанра survival action horror - это совокупность из угнетающей атмосферы безысходности положения главного героя и геймплея, нацеленного на выживание. Зародился жанр не так давно по меркам игростроения – в 1996 году, когда появился Resident Evil.
Геймплей в хоррорах создает такие ситуации для игрока, чтобы он ощущал себя как можно более некомфортно. Например: ограничивает его область видимости, как в Silent Hill, заставляет постоянно искать боеприпасы или предметы, позволяющие продвинуться далее по сюжету и другие. Такие ограничения вызваны тем, что survival horror - это игры, которые в первую очередь должны пугать игрока.
Игры survival про выживание можно разделить на несколько категорий по типу геймплея:
- Классические FPS шутеры с элементами horror. Самый яркий представитель данного жанра, пожалуй – «F.E.A.R». Игрок передвигается с автоматом по узким коридорам, где его всячески пугает окружение.
- Horror, где главная цель — выживание. Герой игры попадает в «дурное» место и пытается из него выбраться. При этом у него в руках может быть один фотоаппарат или факел, как у персонажей «Outlast» и «Amnesia: The Dark Descent».
- Инди-проекты. Такие игры и являются первопроходцами жанра, постоянно экспериментируя с геймлеем и способами «пугания» игрока. Яркий пример - игра «LIMBO».
В некоторых произведениях horror жанра предполагается, что геймер будет проходить игру в состоянии нервного напряжения, и за сюжетом ему будет следить некогда. Сюжет в таких играх, конечно, существует, но выдается он лишь малыми порциями, порой даже слишком малыми, что позволяет узнать о его хитросплетениях только самым самым упорным.
Fear — идеальное сочетание интересности и страха
В середине нулевых жанр survival horror переживал не самые лучшие времена. Большинство игр в стиле horror были из серии «Resident evil» и подобных ей франшиз. Тогда-то и появилась концептуально новая на pc игра – «F.E.A.R».
Игрокам больше не предоставлялась возможность беззаботно разглядывать каждый «сантиметр» игрового пространства в поисках ответов на всевозможные головоломки. В «Fear» эти ответы предлагалось находить путем убийства толп противников.
Сюжетная составляющая игры предлагает окунуться в катакомбы секретного подразделения F.E.A.R., главная цель которого — борьба с паранормальными угрозами. Эти паранормальные угрозы, как нельзя кстати, вовсю «разыгрались» на базе F.E.A.R..
Главный герой не помнит о себе ничего. В его сознании постоянно появляются видения, которые и раскрывают тайны прошлого.
Создатели «Fear» в своей страшилке ужасе решили пойти уже проторенной дорожкой, а потому за «страшную» составляющую игры отвечает маленькая девочка. У нее пугающий вид: длинные черные волосы, которые скрывают лицо, оборванная одежда. Она владеет множеством паранормальных способностей. Такую малышку можно было увидеть в кино, например, в фильме «Звонок». Однако, тот факт, что подобное уже было и не раз, нисколько не помогает избавиться от постоянного напряжения.
В «F.E.A.R» было некое подобие скримеров, когда девочка Альма неожиданно появлялась на экране. Дело в том, что игрок даже не мог подозревать о том, что сейчас что-то будет. Он понимал, что Альма за ним следит, но не знал, когда же она покажет свое личико. Поэтому большую часть времени он и не задумывался о том, что «сейчас будет страшно».
За то, чтобы отвлекать игрока от страшных моментов отвечал геймплей, который подарил игровой индустрии самых умных врагов в компьютерных играх в истории. До сих пор многие создатели даже близко не подошли к тому, что показал «F.E.A.R».
Противники в «F.E.A.R» – солдаты. Но дело в том, что это не простые застревающие в углах боты без толики тактических и стратегических действий. Они могли пригибаться от пуль, перебегать в укрытия, перегруппировываться и вполне неплохо стрелять. Такой уровень искусственного интеллекта позволил продемонстрировать действительно умные перестрелки, где можно реально использовать гранаты, где каждый выход из укрытия может быть последним, где противники не выбегают на игрока с криками, а сидят и ждут. В такие моменты игрок по-настоящему понимает, почему «Fear» — это экшен с элементами хоррора, а не наоборот.
Limbo – неожиданно пугающая
Сурвайвал игры заставляют геймера очутиться в некомфортной ситуации и всячески пытаться исправить это положение. Под это описание легко попадают и шутеры от первого лица, и приключенческие новеллы от третьего лица. Что-то другое в этом жанре представить затруднительно, поскольку сложно как-то сильнее погрузить человека в состояние ужаса, не вовлекая его в происходящие.
Датские разработчики из студии “Playdead” пошли другим путем и создали уникальный 2-D платформер. Казалось бы, как можно сделать платформер страшным и пугающим? Оказалось, что все довольно просто.
Интересной особенностью игры стало выполнение ее в нуарных тонах и минималистичном стиле. Звуковое сопровождение полностью соответствует цветовой гамме и помогает оказывать давление на психику игрока. В совокупности, звук и графические решения демонстрируют до этого невиданный эффект присутствия игрока в реальном Лимбе.
Для справки, лимб в католицизме – это такое место, куда попадают души умерших, которые не были верующими христианами. Одна из фанатских теорий говорит как раз о том, что главный герой находится именно в лимбе.
Вообще, теорий вокруг «Limbo» ходит огромное множество, поскольку главная сюжетная ветка узнается игроком лишь мелкими частями повествования, что свойственно играм-платформерам.
В центре сюжета находится маленький мальчик, который потерял свою сестру. Неожиданно для себя он очнулся на опушке леса, где и осознал пропажу сестры. Главной его целью становится поиск пропавшей родственницы.
В геймплейном плане «Limbo» предлагает игрокам стандартный набор платформенных действий: Движение вперед-назад и прыжки для взаимодействия с окружающим миром. По ходу действия на пути главного героя встречается множество разнообразных монстров и загадок. Но бывают и хорошие персонажи, которые почему-то убегают от протагониста.
Интересный факт в том, что игра изначально создавалась под Xbox360, на нем и произошел релиз в 2010 году. Однако за следующие 3 года «Limbo» была портирована на все платформы, в том числе и мобильные.
Amnesia: The Dark Descent – возродившая жанр
Пустынный старый замок, длинные темные коридоры — еще не пугает? А вот большинство игроков начали трястись от страха уже на заставке.
Игра «Amnesia:The Dark Descent» или, как ее назвали локализаторы, Амнезия Призрак прошлого представляет собой классическое horror-приключение, которое по-настоящему начало возрождение жанра survival horror. В первые месяцы после релиза любой игровой канал на Youtube считал своим долгом записать летсплей по «Amnesia: The Dark Descent». Она устроила настоящий фурор. Все игровое комьюнити, как будто сошло с ума в один момент.
Сейчас такое явление объяснить довольно просто. На момент выхода в 2010 году «Amnesia:The Dark Descent» была, пожалуй, единственным достойным внимания horror проектом. У команды разработчиков за плечами уже была серия «Penumbra», но она не стала так популярна, как «Amnesia:The Dark Descent».
Главный герой Даниэль выпил эликсир амнезии и проснулся в заброшенном замке. Он узнает, что сознательно выпил эликсир, чтобы забыть свое тяжелое прошлое. Также он узнает цель своего пребывания в столь пугающем месте – убийство некоего Александра Бреннебургского. Но, не все так просто — за Дэниэлем по пятам следует Тень, которая буквально уничтожает все, к чему прикасается.
Геймплей «Amnesia: The Dark Descent» предлагает игроку передвижение по замку и изучение его тайн. Боевой системы нет, враги присутствуют, но Даниэлю от них можно только убежать или спрятаться. Игра наполнена массой головоломок и загадок, которые и продвигают сюжет вперед, все глубже в недра зловещего средневекового строения.
«Amnesia:The Dark Descent» прежде всего полюбилась игрокам со всего света за свою непередаваемую атмосферу. Полная потеря связи с внешним миром, Даниэль остается наедине лишь с самим собой и своими страхами.
Outlast – безумно страшный
Пожалуй, «Outlast» начал вторую волну популяризации произведений в жанре survival horror после «Amnesia: The Dark Descent». «Outlast» добился того же успеха, что и «Amnesia: The Dark Descent», а может быть и превзошел его. Десятки тысяч летсплеев заполонили пространство игровых каналов.
Благодаря «Outlast» игроки увидели новые проекты в данном жанре, потому что он показал, как сделать страшную игру не только пугающей, но и современной.
Графическая составляющая, на момент выхода в 2013 году, полностью соответствовала времени, что существенно помогало активнее погрузить геймеров в игровой процесс и атмосферу полного безумия, творящегося в «Outlast».
Журналист Майлз отправляется в отдаленную лечебницу Маунт-Мэссив, чтобы провести там свое собственное независимое расследование. Он получил сведения о том, что в стенах лечебницы творится что-то из ряда вон выходящее — ужасающие эксперименты над людьми, которые затуманивают их рассудок и делают агрессивными.
Прибыв в лечебницу, Майлз на своей шкуре прочувствовал все ужасы этого мета. Пациенты разбрелись по закоулкам и поджидают главного героя. Некоторые, наоборот, сразу же открывают охоту на журналиста.
Создатели игры – компания Red Barrel Games. Она предоставила игрокам свободу перемещения по коридорам лечебницы. Управление персонажем выполняется от первого лица. Как такового оружия в руках нет, есть лишь фотоаппарат, который позволяет разглядеть противников в темноте. В случае опасности игрокам остается лишь спасаться бегством или прятаться.