В 30-е годы прошлого столетия активно развивалось танкостроение, появлялись все новые и новые машины. Не отставал и Советский Союз — в стране разрабатывали различные модификации этого вида бронетехники. Были попытки создания аэромобильного и подводного танков. Создавались даже действующие модели.
Идея профессора Левкова
На Московском авиазаводе № 84, в обстановке строгой секретности, шла разработка танка, двигающегося по совершенно иному принципу.
Научно-исследовательские работы вел Владимир Левков, разработавший аэродинамическую трубу для испытания летательных аппаратов. Конструктор искал новые способы движения объектов в воздухе.
Левкова привлекла идея подъема объекта силой сжатого до определенного давления воздуха. Первым устройством, оторвавшимся от земли таким способом, был небольшой аппарат диаметром около метра. Электродвигатель вращал лопасти винта, расположенные под куполом. При достижении двигателем двух тысяч оборотов создаваемое им давление поднимало аппарат над землей.
Добившись устойчивого положения модели в воздухе, Левков приступил к созданию катера длиной более 2,5 метров. Судно было построено и предъявлено технической комиссии для получения экспертной оценки. Однако комиссия не усмотрела в подобной схеме движения перспективного направления, указав, что аппарат летает на слишком малой высоте.
В 1934 году Военно-морской флот сделал Московскому авиационному институту, куда перешел на работу Левков, заказ на строительство катера на воздушной подушке. Через год судно прошло государственные испытания. Результат был признан удовлетворительным.
Амбициозный проект
Через три года, в 1937, Левков разработал и построил недействующую модель, названную «земноводным подлетающим танком».
Длина машины составляла около 10 метров. По замыслу разработчика танком управляли командир и рулевой, а вооружение состояло из пулемета ДТ, установленного на вращающейся башне. Место экипажа было в бронированной камере в середине конструкции.
Масса танка не превышала 8,5 тонн, силовая установка — два 725-сильных мотора, обеспечивающих движение со скоростью 120 км/час.
Воздушную подушку создавали два лопастных винта, смонтированных под углом 80° к поверхности. Избыточное давление воздуха создавалось в пространстве под платформой и боковыми лодками корпуса.
Управлялась машина при помощи поворотных жалюзи, расположенных под лопастями. Среднее положение жалюзи направляло поток вниз, поднимая конструкцию над поверхностью. При их отклонении танк двигался вперед или назад. Для поворотов и стабилизации танка во время движения использовалась сложная схема воздушных рулей.
Судьба проекта
С проектом ознакомились специалисты автобронетанкового управления РККА. В докладе, представленном руководству управления, были указаны преимущества машины — скорость, высокое качество стрельбы (из-за отсутствия колебаний), высокая проходимость.
Основной недостаток — проблематичное использование в пересеченной местности. Однако боевое применение машины при форсировании водных преград было признано очень эффективным.
Весной начальник АБТУ Халепский написал записку Наркому вооружений Рухимовичу о необходимости постройки действующей модели танка на воздушной подушке. Летом 1937 года Рухимович был арестован, а затем расстрелян. Работу над танком приостановили.
Проект танка на воздушной подушке остался лишь в виде модели. Спустя много лет к этой идее вернулись вновь, но в серийное производство машины на такой тяге так и не поступили.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Черепаха, самоходка, передвижная крепость — 7 фантастических проектов бронетехники Российской империи
Танк, который… летает! Секретный советский проект и испытание боевой машины