В конце мая стало известно о том, что США перебрасывают военную технику в польский порт Гдыня. Хотя конкретную цель переброски засекретили, было подчёркнуто, что это необходимо для «поддержки национальных/стратегических военных интересов Соединённых Штатов Америки». Означает ли перемещение больших масс военной техники, что Вашингтон решил откликнуться на просьбы Варшавы о создании постоянной военной базы США?
Американский отказ
Изначально специалисты предположили, что перевозка техники связана либо с проведением ежегодных учений Saber Strike (закончившихся 15 июня), либо является началом подготовки к размещению в Польше постоянной военной базы США. Официальная Варшава неоднократно заявляла о необходимости размещения у себя в стране расширенного контингента американских войск. Так, в марте министр обороны Мариуш Блащак анонсировал возможное увеличение численности солдат США в республике. После этого в апреле глава Пентагона Джеймс Мэттис заявил, что Вашингтон открыт для переговоров об увеличении своего военного контингента на польской территории.
28 мая польское Минобороны выступило с предложением разместить на территории республики постоянную военную базу США – что должно стать ответом – цитируем – на «растущую угрозу со стороны России». От себя добавим – мифическую угрозу. Но Варшава убеждена в ином и выразила готовность вложить в проект от 1,5 до 2 миллиардов долларов. Правда, Министерство обороны Польши направило соответствующее предложение в Конгресс США без предварительных консультаций с МИД и президентом страны Анджеем Дудой, являющимся верховным главнокомандующим.
На данный момент американский военный контингент численностью около 4 тысяч человек находится в Польше лишь на ротационной основе. Зампред комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Евгений Серебренников подчеркнул, что если не удастся убедить Польшу отказаться от идеи размещения американской военной базы, то у российского Министерства обороны обязательно найдется, чем ответить на такие действия. Но всё равно встревожились многие. С особым беспокойством восприняли известия об усилении контингента НАТО в Калининграде – как известно, регион, центром которого является этот город, отделён от остальной России и находится фактически во враждебном окружении. Тем более что есть соседи, не скрывающие желания отторгнуть у РФ данную область.
Поляков беспокойство россиян, похоже, только раззадорило, тем более что у них отыскались союзники. В начале июня в Таллине состоялся совместный саммит премьер-министров стран Балтии, на котором они выразили поддержку желанию Польши иметь на своей территории постоянную базу США. С одобрением относятся к этой идее и большинство жителей самой Польши: проведённый в мае социологический опрос показал, что размещение на польской территории войск стран-членов НАТО поддерживают 67% граждан республики. Это самый высокий показатель такого рода за всё время исследований общественного мнения в стране.
Однако холодным душем для поляков стало заявление посла США при НАТО Кей Бейли Хатчисон. Она сказала, что Вашингтон не рассматривает возможность размещения американских войск в Польше на постоянной основе. «Соединенные Штаты не предприняли по этому вопросу никаких действий», – подчеркнула Б. Хатчисон. По её словам, Польша является «отличным союзником» Соединенных Штатов и «сильной частью» НАТО, но сейчас Вашингтон не планирует открывать здесь базу. «Если бы когда-либо этот вопрос рассматривался, мы бы приняли во внимание множество разных факторов. Но пока нет», – добавила она.
Стоит добавить, что против польской инициативы выступил и американский генерал в отставке Бен Ходжес (командовавший силами США в Европе в 2014-2017 гг.). В статье для американского издания Politico он предлагает равномерно распределить тяжесть «сдерживания» России между американскими союзниками, не делая предпочтений для Польши. Генерал считает: «Батальоны стоит разместить во всех странах восточного фланга – от Эстонии до Болгарии, включая Украину и Грузию. В этих странах действительно нужны системы ПВО и ПРО, а также военная полиция, эксперты по разведке и связи».
Хотят восстановить отношения
Однако это поляков не обескуражило. М. Блащак в эфире «Польского радио» заявил, что Варшава продолжает делать всё возможное, чтобы на территории страны появились постоянные военные базы США. «Это важный вопрос безопасности Польши и поляков. Если нет чувства безопасности, не будет и никакого развития», – уверяет глава военного ведомства. Он добавил, что Польша гарантирует своим партнерам по НАТО, что союзнические отношения будут только крепнуть. «Мы постоянно укрепляем наши отношения. Вот почему польские солдаты находятся в Литве и Румынии, а американские, румынские, британские и хорватские военные – в Польше», – отметил Блащак.
При этом он особенно подчеркнул, что «без США нет НАТО». По его словам, Варшава давно работает над увеличением численности польской армии, приобретает новое вооружение, модернизирует инфраструктуру, строит новые базы и обновляет полигоны. «Мы сделаем всё, чтобы обеспечить безопасность Польши», – пообещал министр обороны.
Калининградский политолог Александр Носович считает, что Польша добивается открытия на своей территории американской военной базы для того, чтобы усилить собственную геополитическую значимость в Европе. «Постоянная военная база США на границах НАТО с Россией привязала бы Соединенные Штаты к Польше, сделала бы Третью Речь Посполитую главным американским союзником в Европе, оттеснив Великобританию. Кроме того, она привнесла бы польский фактор в российско-американские отношения, укрепила бы статус Польши как ключевой страны восточного фланга НАТО и повысила её роль в ЕС. Также военная база США способствовала бы восстановлению польско-американских отношений, весьма испортившихся после принятия поправок к закону об Институте национальной памяти (предусматривающих наказание за высказывания, что Польша является соучастником нацистской Германии в её военных преступлениях. – Авт.). На этот закон очень жёстко отреагировал Израиль и израильское лобби в Вашингтоне. Пока Белый дом навстречу Варшаве не пошёл: представитель Соединенных Штатов в штаб-квартире НАТО заявила, что американской военной базы в Польше не будет. Однако ситуация может измениться в самое ближайшее время, если Дональду Трампу понадобится новый козырь в политическом торге с Кремлем. Размещение в граничащей с Россией стране-члене НАТО постоянной базы вооруженных сил США как раз может стать таким козырем», – считает А. Носович.
Специалист не случайно указывает на ухудшение двусторонних отношений. Недавно президент США подписал закон 447, или JUST (Justice for Uncompensated Survivors Today «Справедливость для выживших, оставшихся без компенсации»). Хотя этот акт касается всех государств, на территории которых проводился геноцид еврейского населения, во всём мире он был воспринят в первую очередь как ответ на принятые в Польше поправки к закону об Институте национальной памяти. На Западе эти поправки были названы «законом о Холокосте» и встречены крайне отрицательно. Запрет говорить о доле ответственности Польши за преступления нацистов на её территории и использовать выражение «польские концлагеря» сочли чуть ли не как попытку отрицания холокоста. В американским Госдепартаменте сразу же предупредили, что «закон о Холокосте» осложнит дипломатические отношения Польши с другими странами, имея в виду как Израиль, так и сами Соединенные Штаты.
Теперь, если Госдеп жёстко пойдёт на принцип и будет добиваться выполнения закона 447, Польше придётся выплатить еврейским организациям порядка 300 миллиардов долларов в качестве компенсации за имущество, отнятое у евреев в годы войны. И вот теперь, по словам А. Носовича, в Варшаве решили умилостивить Д. Трампа и «купить» его благорасположение за те самые 2 миллиарда долларов, которые Польша готова вложить в создание американской военной базы.
Желание заручиться поддержкой заокеанского гиганта
Заместитель главного редактора портала RuBaltic.ru Андрей Стариков подтверждает, что Польша нуждается в стратегических союзниках. «Германия и Россия согласно доктрине правящей правоконсервативной партии "Право и Справедливость" – экзистенциальные угрозы польской государственности. Конфликт официальной Варшавы и Брюсселя вступил в стадию хронического противостояния, без перспективы разрядки при сохранении у власти ПиС. Кроме того, руководство Евросоюза уже озвучило намерения оставить поляков без части евродотаций в следующем бюджетном периоде. Сближение с Украиной стопорится исторической политикой постмайданного Киева. Главный польский партнер на континенте Великобритания после "брексита" теряет свое влияние в Евросоюзе. Государства Балтии и страны Вышеградской группы, конечно, союзники, но союзники младшие: геополитические амбиции Варшавы, оформленные в проектах "Междуморье" и "Троеморье", предполагают определённый уровень зависимости этих стран по отношению к Польше», – подчёркивает А. Стариков.
По его словам, единственным полюсом, к которому остаётся тяготеть Варшаве в этих условиях, являются США. «ПиС предлагает американцам услуги по продвижению их интересов в Европе. Взамен они надеются на заокеанскую поддержку в становлении Польши в качестве регионального центра силы, на поддержку амбициозных геополитических прожектов "Права и Справедливости". И наиболее эффективное измерение такого сближения – военная кооперация. Польша внесла свою лепту в размещении ротационных батальонов НАТО в Восточное Европе – не случайно, что саммит альянса 2014 года, где и было принято это решение, состоялся в Варшаве. Польша предоставила свою территорию для размещения одного из элементов ЕвроПРО: в 2016 году был заложен первый камень в фундамент ракетной базы в Редзиково. В 2018 году после долгих торгов польское руководство подписало соглашение на поставку американских систем Patriot. Комплексы «для нейтрализации калининградских "Искандеров"» должны прибыть в республику в 2022 году. Следующим шагом на пути по превращению Польши в восточноевропейский опорный пункт НАТО становится размещение на территории республики постоянных сухопутных сил альянса. Отсюда и проистекает фанатичное желание Варшавы заполучить на своей территории регулярную базу США. Для этого польская дипломатия последние годы активно торпедирует Основополагающий акт Россия–НАТО, исключающий такую возможность. Аргументы Варшавы весьма тривиальны – в новых геополитических реалиях документ утратил свою актуальность и должен быть списан в утиль», – отмечает эксперт.
В свою очередь, политический обозреватель Станислав Стремидловский считает, что говорить о том, что Варшава добивается открытия постоянной военной базы США на своей территории, было бы определенным преувеличением. «В Польше всё-таки существуют различные точки зрения на этот вопрос. Хватает и тех политиков и экспертов, которые выступают против создания постоянных без НАТО, а дальше мнения разделяются – кто-то в принципе не видит их на польской территории, кто-то считает возможным появление именно американской военной инфраструктуры. Однако в целом я не думаю, что постоянные базы иностранных вооруженных сил могут в обозримом будущем появиться на польской земле. Что касается НАТО, то здесь свое вето наложит Германия, где существует консенсус по этому поводу. Берлин полагает, что такие действия станут нарушением соглашений между альянсом и Москвой и только спровоцируют Россию на ответные действия».