Найти тему
stelmann

Клуб мертвых художников

Многих известных художников объединяет тот неопровержимый факт, что все они умерли. Они давно мертвы, но мы продолжаем смотреть на их картины «их глазами», как будто их взгляд навсегда застыл в вечности и зафиксировал что-то бессмертное и неистребимое, неподвластное ни времени, ни смерти, ни даже примитивности современных вкусов.

Я как-то ждал приёма у врача и разглядывал небольшой пейзаж Писсарро, висящий на стене в приёмной (доктора почему-то любят украшать стены своих стерильных медицинских кабинетов репродукциями Клода Моне и Камиля Писсарро!): поле маков, в глубине изображения - фруктовый сад и пару кирпичных домов, сонных и безлюдных, по синему южному небу плывут золотистые белорунные облака.

Эти маки уже давно увяли и вослед им расцвели и увяли последующие цветы, яблони от старости вырубили, сад распахали и красные кирпичные дома, скорее всего, снесли, построив на этом месте выгодный в плане экономики и дохода провинциальный supermarche.

Но в эту минуту перед моим взором был тот самый ландшафт, который запечатлел французский живописец почти сто пятьдесят лет назад.
Я подумал о том, кто смотрит сейчас на этот деревенский пейзаж, Писсарро или я? Или мы, оба?

И где вообще заканчивается художник и начинается зритель, если искусство бессмертно?

19.06.2018 Сергей Штельманн