Найти тему
Anno Domini: Война и мир

Прочь с дороги. Как страдали от пробок в Средневековье

Оглавление

Если существует дорога, то на ней обязательно образуется пробка. Золотое правило, которое работает не первое тысячелетие. Аварии, кортеж важной шишки, стадо овец - причины могут быть разными, но результате остается тем же. Водители бурлят и давят на клаксон, пытаясь успеть на футбольный матч, на показательную казнь или на рынок, пока товары не покрылись плесенью.

И в Средние века проблема была довольно распространенной. Конечно, у европейских жителей еще не было миллионов самовозных колясок, но телеги исправно вставали в дорожные заторы. Никаких навигаторов и многоуровневых развязок, правила дорожного движения на зачаточном уровне, обилие узких улочек и нерациональной застройки - у типичного средневекового водителя хватало проблем.

Стоит окунуться глубже в историю, чтобы найти причины возникновения дорожных пробок, а также решения проблем, с которыми приходилось сталкиваться еще античным градоначальникам. Наиболее яркие примеры можно встретить в Древнем Риме.

Девятибалльные пробки Древнего Рима

Проблемы с дорожной инфраструктурой наблюдались в разных античных поселениях, и методы решения были похожими - римляне охотно пользовались одной и той же методичкой. Причины затруднений на дорогах проще всего рассмотреть на примере городка Помпеи, который удобно раскинулся у подножья Везувия. Да, соседство с вулканом стало фатальным, но на протяжении шести веков жители в ус не дули и жили счастливо.

-2

Археолог Эрик Полер изучил оставшиеся колеи, выбоины и отдельные царапины, а также составил полноценный план городских улиц. По его словам, сложности начались с момента, когда Помпеи начали разрастаться. Стабиевы термы, Самнитская палестра (гимнастическая школа), Большой театр - появление новых точек интереса становилось головной болью для архитекторов.

К первому веку в Помпеях насчитывалось уже 79 улиц, а особенности конструкции дорог зачастую приводили к неприятным ДТП. Из-за высоких бордюров пешеходы периодически падали на проезжую часть. И некоторые из них оказывались прямо под колесами телег, что вело к серьезным травмам или скоропостижной гибели. С другой стороны, повозки не могли заехать на тротуары, и римлянам приходилось выверять каждое движение на дороге.

84% изученных улиц позволяли проехать только в одну сторону. И хорошо, если “водитель” был ознакомлен с этими указаниями. Иначе он запросто проезжал по ненужной дороге и закономерно попадал в тупик. Так как для разворота требовалось внушительное количество времени, дорожная система впадала в ступор. Подобные ограничения были приняты и в самом Риме, а правители охотно ограничивали движение транспорта по часам, чтобы повозки как можно меньше мешали горожанам.

Торговцы против повозок

С течением времени проблемы только накапливались - средневековые английские городки не отличались изысканной структурой улиц, а граждане охотно оседали прямо на проезжей части. Настоящим бичом извозчиков стали уличные торговцы, которые стремились выставить свое добро как можно ближе к заинтересованным покупателям.

-3

Чтобы избежать заторов и опасных ДТП, в дело пришлось включиться властям. К примеру, жители средневекового Бристоля должны были держать в руках всю одежду, которую продают - нечего раскладывать портки на дороге. В Нортгемптоне страдали торговцы сеном, которые носили его на голове, пока не удастся выручить звонкую монету.

В 1467 году власти Лестера обратили внимание на стройматериалы, которые беспорядочно валялись рядом с домами. Камень, древесину и глину дозволено было хранить за пределами жилища только три дня. Позднее внимание коснулось разрастающихся рынков. Регламентировалось все подряд, начиная от строго определенного времени работы ярмарок и заканчивая размером торговых лавок. Не все постановлении напрямую касались проблем с трафиком, но они помогли разгрузить улицы для движения.

Захват территорий

Власти обращали внимание на жителей, которые то и дело стремились отодвинуть забор подальше или возвести пристройку. Само собой, из-за расширения домов участков страдали дороги, которые становились слишком тесными для движения телег. Застрять посреди оживленной улицы и собрать за собой длинный хвост - не самое приятное, с чем можно столкнуться в средневековом городе.

-4

Градоначальники настоятельно рекомендовали не торопиться с расширением. Пристройки приходилось даже сносить, если ретивый владелец нисколько не волновался о пробках. Правила были настолько жесткими, что от них пострадал король Эдуард II, который пытался перестроить один из своих домов в Лондоне в 1312 году.

Чиновники ответили категорично и привели несколько причин, по которым отклонили просьбу короля. По их словам, дорога рядом с владением пользовалась популярностью - по ней регулярно перевозили дрова от причала. Небольшие изменения - и телеги просто не смогли бы пройти по узкой колее. И никто не хотел, чтобы в подобную пробку попала, например, королева.

Свиньи-нарушители

Если до местных жителей можно было достучаться увещеваниями или угрозами, то с домашними питомцами дела обстояли иначе. Средневековые горожане держали вовсе не канареек с милыми гуппи, и предпочитали не размениваться по мелочам.

-5

Больше всех проблем создавали свиньи, которые были не просто питомцами, но и неприкосновенным запасом на тяжелые времена. Люди выпускали их погулять, чтобы хрюшки могли полакомиться свежайшим мусором. При этом у свиней было плохо со знанием ПДД - они могли запросто устроить беспорядок посреди улицы, сбить человека, и активно мешать повозкам.

В Лондоне и ряде других городов были изданы приказы, согласно которым одиноких свиней жестокой истребляли. Владелец мог заполучить тушу убитого питомца, выплатив 4 пенса в качестве компенсации. Таким же образом появились законы, по которым собак необходимо было держать на цепи или на поводке. С животными не церемонились по понятным причинам.

Законы для лихачей

Уже в Средневековье появились проблемы с гонщиками, которые стремились выжать максимум из телеги. Первый закон о превышении скорости встречается в книге правил для горожан Liber Albus. В ней четко расписывается, что водитель телеги должен выдерживать одну и ту же скорость, когда он едет с полной и пустой повозкой.

-6

Нарушителей ждала тюрьма, а также штраф в 40 пенсов. Таким образом власти попытались унять лихачей и избавиться от столкновений. В Средние века редко описываются случаи, когда из-за неаккуратного вождения погибали люди, но некоторые сведения до нас дошли. Например, в 1336 году в Лондоне два извозчика вывозили пустые телеги из города, но колеса одной из них отвалились - повозка раздавила местную жительницу. Также описывается, случай, когда 12-летний мальчик не справился с управлением и насмерть переехал 7-летнего ребенка.

Отдельные ограничения касались “модификаций” - некоторые правила ограничивали использование обитых железом колес, которые разрушали улицы и тротуары. Регламентировалось количество телег, находившихся в том или ином районе - уже тогда жители жаловались, что участников дорожного движения стало слишком много.

Неразбериха, суета, грязь, вечный стук колес - обязательные атрибуты средневекового города, с которыми пытались справиться веками. Отдельные попытки были успешными, другие приводили к еще большим проблемам. Тем не менее, даже сотни лет назад жители регулярно сталкивались с дорожными заторами, которые то и дело портили нервы.

Если вам понравился материал, поддержите автора и подпишитесь на блог. Не пропускайте рассказы об исторических событиях в ежедневном формате.