Кризис трех лет, как правило, протекает у ребенка бурно. На подходе к кризису дети начинают проявлять негативную симптоматику:
- острый интерес к своему отражению в зеркале;
- ребенок озадачен тем, как он выглядит, особенно это касается девочек, наблюдается повышенный интерес к нарядам;
- у мальчиков наблюдается озабоченность своей эффективностью, например, в сфере конструирования, острая реакция на неудачу.
Характерные симптомы кризиса
Кризис трех лет относится к числу острых. Малыш бывает не управляем, впадает в ярость. Поведение трудно поддается коррекции. Это трудный период как для взрослого, так и для самого крохи.
Проявляющиеся симптомы называют семизвездием кризиса трех лет. Характерные симптомы включают: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.
Признаки негативизма, упрямства и строптивости
Негативизм - реакция, которая выражается в непринятии предложения взрослого, не потому, что реально не хочется, а потому, что предложение поступило от взрослого. Стремление сделать наоборот, пусть даже вопреки своему настоящему желанию.
Упрямство - проявляется как желание ребенка настоять на своем. Ребенок настаивает на своем не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал ранее, он скован своим первоначальным желанием.
Строптивость - проявление поведения детей, направлено против норм воспитания, жизненного уклада, образа жизни, которым жил малыш три года.
Проявление своеволия, протеста- бунта, симптома обесценивания, деспотизма
Своеволие. Проявляется в детях, как стремление все сделать самостоятельно - "я сам".
Протест-бунт. Состояние, при котором малыш воюет и конфликтует с окружающими людьми.
Симптом обесценивания, состояние при котором дитё ругается, обзывается, позволяет себе колкие слова и передразнивает родителей.
Деспотизм. Проявляется в детях, как желание, что бы все делали то, что малыш хочет, даже родители. Ребенок буквально заставляет родителей делать все, что требует. Ревность к братьям и сестрам - тоже проявление деспотизма в детях.
Характеристика кризисного состояния
Кризис трех лет протекает, как кризис социальных отношений, и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Малыш узнает различия между "я должен" и "я хочу", и учится себя контролировать.
Дети выросли, и не нуждаются в прежней опеке взрослого, им интересней делать свой выбор самостоятельно. Если взрослый наказывает кроху за попытки самостоятельности, или высмеивает первые самостоятельные действия, - у ребенка вместо автономии может возникнуть чувство стыда и неуверенности.
Как пережить кризис трех лет
Новообразования кризиса трех лет:
- умение обращаться с предметами;
- развитие речи;
- наглядно-действенное мышление;
- непроизвольное внимание;
- сознание "Я сам" - центральное новообразование;
- тенденция к эмансипации.
Обретение у детей состояния я "могу": приобретение умения соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя", и, учитывая эти критерии, определять свое "могу".
Кризис может затянуться, если малыш будет получать разрешения на все свои "хочу" - позиция вседозволенности, или, наоборот, "нельзя" - запреты.
В этот период родителям следует предложить детям сферу деятельности, в которой малыш смог бы проявить свою самостоятельность. И лучше, чем игра - сферу деятельности трудно найти.
Игра - то место, где дети могут действовать открыто, проявлять себя самостоятельно, придумывать свои правила, новых героев и развитие своего игрового сюжета.
Иллюстрация pixabay.com