Найти тему
PRO.ДЕТЕЙ!

Подготовка ребенка к школе. Часть 2.

Перед прочтением рекомендую ознакомиться со статьей, которая организует и систематизирует информацию на тему подготовки к школе.

Ссылка на 1 часть.

Вторая статья из серии "Подготовка ребенка к школе" посвящена силе воли. На что надо обращать внимание при оценке развития такого важного качества? Прежде всего, понаблюдайте за поведением ребенка. Если он способен прикладывать усилия для достижения цели, преодолевать возникающие преграды на пути к получению желаемого, не отказываться от цели, когда её не удается заполучить сразу же или когда появляется что-то, что отвлекает его внимание. Ребенок так же должен уметь ждать, не важно, ждет он похода в кино или в очереди у стоматолога, он должен уметь именно ждать. Так же важно, чтобы ребенок понимал, что неприятные вещи могут быть нужными и их надо делать и, то самое главное, поступал так же. Если все эти качества развиты в вашем ребенке, то могу вас поздравить, с этой сферой у вас и вашего ребенка все в порядке. В противном случае, отсутствие данных качеств у ребенка является сигналом о том, что необходимо помочь ребенку их развить, чтобы он не испытывал связанных с ними затруднений в дальнейшей учебной жизни.

Когда начинать воспитывать в ребенке волевые качества? Ведь вот он такой маленький, миленький, ничего не понимает, а потом РАЗ и у вас уже 5-летний ребенок, который полностью игнорирует все, что вы ему говорите. На самом деле, зачатки силы воли появляются, когда малыш осознает, что определенные действия дают конкретный результат. Например, мама занята обсуждением чего-то очень важного по телефону, уже не первый час она пытается решить эту проблему, а ребенок все это время без внимания. В прошлом ребенок ронял соску, плакал и мама тут же приходила к нему на помощь, вот и в этот раз, почему бы не привлечь внимание мамы таким же образом? На тему реакции на детский плач будет отдельная статья, но позже. Можно привести и более простые примеры, потряс погремушкой - получил шум, толкнул что-то не очень тяжелое - снова получил шум. Конечно, это еще не сила воли, но это предпосылки её развития. Через пару лет ребенок научится отказываться от каких-либо сиюминутных удовольствий. Например, вкусный торт может так и простоять нетронутым до вечера из-за того, что ребенок боится ослушаться взрослых и ощущать вину за это. Такое качество называется самообладанием и вот уже оно перерастет в волю к 4 годам. В возрасте 4 лет ребенок уже в состоянии управлять своим поведением и понимать, что можно делать, а что нельзя.

Итак, что же делать родителям, чтобы помочь ребенку приобрести необходимые черты личности? Как и во всех прошлых статьях, начать с себя. Если вы предпочитаете складывать посуду в раковину и ждать, пока "волна смоет", то почему ребенок должен убирать за собой? Если после работы самое важное дело для вас - отдохнуть перед телевизором, то чего вы можете ожидать от ребенка? Вы не сможете дать ребенку то, чего у вас нет, ведь вы не сможете научить его готовить изысканный французский десерт, если сами сложнее пельменей ничего не готовите? Но это не приговор и, продолжая сравнение с кулинарией, вы можете вместе с ребенком научиться готовить, если раньше этого не умели. Воспитывайте силу воли в себе и пусть ребенок следует вашему примеру, он будет видеть, что вам тоже тяжело, приходится делать не то, что хочется, но если вы не будете отступать, то ребенок захочет быть похожим на вас.

Давайте поговорим более конкретно о том, что же необходимо делать родителям. Начнем с того, чего делать не надо. Не надо делать все за ребенка. Даже если у вас получается лучше. Даже если вы можете построить домик больше и красивее. Позвольте ему самому делать различные вещи, даже если у ребенка не получается, ему придется приложить усилия, чтобы достичь желаемой цели, ведь именно эти качества мы хотим развить в детях.

Теперь о том, что делать.

Соблюдайте режим дня. Важность этого пункта невозможно переоценить. Это одно из самых базовых условий, в то же время, оно научит ребенка не только в одно и то же время ложиться спать, но и в дальнейшем поможет правильно организовывать свой день.

Будьте постоянны. Если вы собираетесь воспитать в ребенка качества, которые прочно закрепятся в нем, будут проявляться изо дня в день, то и требования соответственно должны быть стабильные.

Развивайте веру в себя. Как ребенок может чего-то достичь, если он не верит в свои силы? Сколько он приложит усилий для достижения цели, если заранее настроен на провал? Помогите ребенку поверить в себя, поддерживайте его, сами верьте в него, позвольте ему самому справляться с трудностями, с которыми он может справиться сам.

Объясните ребенку, что неудачи - хорошие учителя. Умеет добиваться желаемого не тот, что с легкостью все получает, а тот, кому приходиться приложить усилия для достижения цели. Необходимо учиться на своих ошибках, чтобы становиться лучше с каждым днем. Если сегодня вы сделали что-то неправильно и из-за этого не получили желаемое, приложите все усилия, чтобы не повторить эту ошибку завтра, ведь дурак не тот, кто совершает ошибки, а тот, кто на них не учится.

Начните с малого. Например, с зарядки. Утром просыпаетесь вы, просыпаются ваши дети и все дружно идут на зарядку. Дети будут брать с вас пример. А ведь перед зарядкой надо умыться и заправить кровать.

Помните, что это ребенок. Не стоит пытаться донести до него какую-то мысль, идею, как до взрослого человека, используйте сказки, игры. Акцентируйте внимание на том, как герои книжек достигают своих целей и что они получают в итоге.

Универсальный совет. Будьте честны и искренни при общении с ребенком. Искренне поверьте в него, давайте только честные обещания и держите слово. Все это влияет на мотивацию ребенка и на то, как он будет относиться к вашим словам.

Игры. На самом деле подойдут любые игры, в которых ребенку нужно сознательно контролировать свое поведение: съедобное-несъедобное; море волнуется раз. Многие игры можно адаптировать для достижения данной цели. Предложите ребенку нарисовать на листе разные геометрические фигуры и раскрасить одинаковые фигуры одинаковым цветом. Импровизируйте.