Найти в Дзене
Звезда

Режут по живому: русские высокоточные «скальпели» не знают промаха

Отечественные крылатые ракеты воздушного и морского базирования можно сравнить с хирургическими инструментами. Они способны быстро и качественно убрать с поля боя все «злокачественные образования» - силы и средства противника
Алексей Леонков 19 июня 2018, 06:48
Высокоточное оружие стало активно применяться в различных локальных конфликтах с конца ХХ века, а сегодня получили значительное развитие. Все крылатые ракеты (КР) разделяются на классы «воздух-поверхность», «корабль-поверхность», «воздух-корабль» и «корабль-корабль». Особенностью их является стрельба на загоризонтную дальность и поражение цели с высокой степенью точности.  Первоначальные трудности применения  Первые крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) были разработаны под самолеты дальней бомбардировочной авиации. В отечественную фронтовую авиацию они пришли позже, чем в странах НАТО и стали приниматься на вооружение в конце 60-х годов ХХ века. Тогда в ВВС СССР было мнение, что истребители при полетах на сверхзвуков
Оглавление

Отечественные крылатые ракеты воздушного и морского базирования можно сравнить с хирургическими инструментами. Они способны быстро и качественно убрать с поля боя все «злокачественные образования» - силы и средства противника


Алексей Леонков

19 июня 2018, 06:48

 Х-38 на поддвигательном пилоне истребителя Су-35С. © wikimedia.com
Х-38 на поддвигательном пилоне истребителя Су-35С. © wikimedia.com

Высокоточное оружие стало активно применяться в различных локальных конфликтах с конца ХХ века, а сегодня получили значительное развитие. Все крылатые ракеты (КР) разделяются на классы «воздух-поверхность», «корабль-поверхность», «воздух-корабль» и «корабль-корабль». Особенностью их является стрельба на загоризонтную дальность и поражение цели с высокой степенью точности. 

Первоначальные трудности применения 

Первые крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) были разработаны под самолеты дальней бомбардировочной авиации. В отечественную фронтовую авиацию они пришли позже, чем в странах НАТО и стали приниматься на вооружение в конце 60-х годов ХХ века. Тогда в ВВС СССР было мнение, что истребители при полетах на сверхзвуковых скоростях не должны заниматься уничтожением малоразмерных объектов, ведь применение КРВБ влияло на маневренность самолета. 

Действительно, из-за особенности наведения на цель по радиокомандному способу крылатые ракеты доставляли летчику-истребителю двойную работу. Необходимо было и наводить ракету и управлять самолетом. В дальней авиации функция наведения ракет и управление самолетом были распределены между членами экипажа.

Сомнения были опровергнуты опытом применения КРВБ авиацией США во время войны во Вьетнаме. Речь идет о боевой операции по уничтожению железнодорожного моста Тань Хоа под Ханоем. Этот 165-метровый мост авиация США пыталась уничтожить много раз с помощью стандартных бомбардировок. При этом было потеряно больше десятка самолетов. Лишь в мае 1972 года при налете звена F-4D, оснащенных управляемыми крылатыми ракетами AGM-12 Bullpup» мост был разрушен, причем, хватило одной атаки.

 Истребители США F-4D, оснащенные управляемыми крылатыми ракетами AGM-12 и уничтоженный мост под Ханоем.  © af.mil
Истребители США F-4D, оснащенные управляемыми крылатыми ракетами AGM-12 и уничтоженный мост под Ханоем. © af.mil

Сухопутный «скальпель» 

Наличие у потенциального противника такого эффективного оружия естественным образом подстегнуло разработки и у нас. Соответствующее задание было выдано ОКБ-134 (с 1966 года - МКБ «Вымпел») и КБ «Завода № 455» в подмосковном Калининграде (позднее ОКБ «Звезда» при ПО «Стрела», сейчас КТРВ - АО «Корпорация «Тактическое Ракетное Вооружение»). 

Разработка ракеты Х-23 (изделие 68, «Гром») началась в апреле 1965 года в ОКБ «Вымпел», в дальнейшем с 1968 года была продолжена в ОКБ «Звезда». Государственные испытания ракеты проводились с самолетов МиГ-23 и МиГ-23Б до осени 1973 года. В следующем году Х-23 была принята па вооружение. В конце 1970-х годов по заказу правительства Сирии создавался и в 1983 году прошел летно-огневые испытания вариант противолодочного вертолета Ми-14ПЛ с комплексом управляемого ракетного оружия с двумя ракетами Х-23. Проводились испытания ракет Х-23 (Х-23М) и с вертолетов Ка-25 и Ка-25-2. 

Опыт боевого применения УР Х-23 в Афганистане выявил серьезные недостатки этого изделия, связанные, в первую очередь, с использованием радиокомандной системы наведения. После пуска ракеты летчику приходилось одновременно совмещать центральную метку прицела с изображениями ракеты и цели, следить за обстановкой, маневрировать, уклоняться от самолетов противника и зенитного огня. С учетом этого на базе ракеты Х-23 был создан модифицированный вариант Х-23М, оснащенный усовершенствованной системой управления и наведения. 

 Ракета Х-23 (изделие 68, «Гром»). © wikimedia.com
Ракета Х-23 (изделие 68, «Гром»). © wikimedia.com

Совершенствуя системы управления и наведения, на базе Х-23М была разработана более мощная ракета – Х-25, которая после доработок, получила индекс Х-25М. В 1981 году она была принята на вооружение. 

Х-25М могла применяться как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых скоростях носителя, на высотах 0,5-5 км, масса БЧ составила 90 кг, при пуске с высоты четырех километров дальность возросла до 10 км. По своим основным летно-тактическим характеристикам ракета Х-25М была сопоставима с американской ракетой аналогичного назначения АGМ-65Е Maverick. 

Интересен факт, что при разработке ракеты Х-25М (где буква «М» - означает модульная) впервые была применена унифицированная концепция создания частей ракеты. При комплектации ракеты на сборке применялись сменные отсеки систем наведения и боевых частей. Унификация и модульность сменных отсеков позволили уменьшить число типов ракет, сократить цикл мобилизационного производства в особый период, повысить эксплуатационную надежность ракет и упростить их эксплуатацию в войсках. 

Как вспоминал Главный конструктор Николай Анатольевич Васильев КТРВ: «У нас были организованны поточные линии по изготовлению модулей, из которых затем собирались ракеты нужной конфигурации» В результате производства унифицированных модульных отсеков наладили серийное производство целого семейства ракет. Х-25МП – это противорадиолокационная ракета с пассивной ГСН. Х-25МЛ – многоцелевая ракета с полуактивной лазерной ГМС. Х-25МР - многоцелевая ракета с радиокомандной аппаратурой наведения В-500. Х-25МТ - с телевизионной ГСН. Х-25МТП - с тепловизионной (инфракрасной) головкой самонаведения. 

Проверка боем 

Боевое крещение ракеты Х-25МЛ прошли в Афганистане, когда были применены против высокозащищенных, в основном, скальных укрытий. Вести огонь из танков и БТР по таким целям было малоэффективно, а применение НУР с вертолетов наносило минимальный ущерб. 

Первыми ракеты Х-25МЛ получили штурмовики Су-25. Фактически работа Х-25МЛ походила на снайперскую: наши летчики с дальности 4-5 км в режиме пологого пикирования точно «укладывали» ракеты во все ДОТы и пещеры со складами оружия моджахедов. Всего в Афганистане было зафиксировано 129 пусков ракет Х-25МЛ. 

Подвеска ракеты Х-25М на самолет ВКС в Сирии.  © mil.ru
Подвеска ракеты Х-25М на самолет ВКС в Сирии. © mil.ru

В настоящее время ракеты Х-25М используют не только российские ВКС, но и сирийские ВВС для ударов по объектам террористов из радикальных группировок. 

Комбинированное наведение 

Новое время потребовало нового оружия. На вооружение российских ВКС начала поставляться более совершенная ракета Х-38М. Ее разработка началась в 1990-х годах и была завершена в 2009 году. Она должна прийти на смену ракетам Х-25М и Х-29. 

Высокоточная Х-38М – это ракета авиационного базирования малого радиуса действия класса «воздух-поверхность». Эта КРВБ предназначена для поражения широкого круга целей - бронетехники, укрепленных пунктов, одиночных и групповых целей, надводных кораблей и подводных лодок противника в надводном положении. 

Как и Х-25М она создается по унифицированной модульной конструкции. Наведение на цель всех модификаций Х-38М сделано комбинированным: на маршевом участке ракета управляется инерциальной системой управления (ИНСУ), а на конечном участке траектории переходит на самонаведение с помощью штатной ГСН. 

  Ракета Х-38М на стенде. © wikimedia.com
Ракета Х-38М на стенде. © wikimedia.com
Основные тактико-технические характеристики Х-38М 
Масса боевой части: до 250 кг 
Дальность пуска: 3-40 км 
Скорость полета ракеты, - 2,2 (число М) 
Диапазон высот пуска: 0,2-12 км 
Диапазон скоростей пуска: 15-450 м/с 

В настоящее время разработчиком предлагаются различные типы систем наведения на цель. Х-38МАЭ – это инерциальная + активная радиолокационная. Х-38МЛЭ – инерциальная + полуактивная лазерная. Х-38МТЭ – инерциальная + тепловизионная. Х-38МКЭ - инерциальная + спутниковая навигация (ГЛОНАСС). 

В зависимости от задачи на ракетах могут применяться различные боевые части: на Х-38МАЭ, Х-38МЛЭ и Х-38МТЭ - осколочно-фугасная или проникающая, на Х-38МКЭ - кассетная. 

Х-38М входит в состав комплектов вооружения самолетов 4-го поколения - МиГ-29СМТ (до 4-х ракет на внешних подвесках), МиГ-35 (до 10-ти ракет на внешних подвесках), Су-34, Су-30 и Су-35С (до 12-ти ракет на внешних подвесках). Этими ракетами будет оснащен и перспективный авиационный комплекс 5-го поколения - Т-50 (ПАК ФА). 

Морской «скальпель» 

Ракеты Х-25М и Х-38М могут работать по надводным морским целям. Но для поражения кораблей вероятного противника не маловажную роль играет скрытность подлета. Именно принципом малозаметности наши оружейники руководствовались при создании противокорабельной ракеты (ПКР) Х-35 (изделие 78), в которой был реализован принцип скрытного применения с дальних рубежей. 

По своим ТТХ ракета практически соответствовала параметрам удачной американской ПКР AGM-84 «Гарпун», что и обусловило сходность технических решений. Основной же задачей при создании Х-35, разработанной на основе ПКР корабельного размещения 3М24 «Уран», было достижение загоризонтной дальности полета до 130 км. Ракета была принята на вооружение в 2003 году. 

МиГ-29КУБ с ракетой Х-35У. © mil.ru
МиГ-29КУБ с ракетой Х-35У. © mil.ru

На основе базовой Х-35 специалистами КТРВ была разработана новая ПКР Х-35У с большей дальностью полета. Она получила комбинированную систему наведения - на маршевом участке полета ракета использует ИНСУ и радиовысотомер, летит на высоте не более 10-15 м над гребнями волн. При выходе в район цели включается активная радиолокационная ГСН, которая >>>>>>>> дочитайте статью на нашем сайте >>>>>>>>

Подписывайтесь на наш канал в ДЗЕН-е

ТЕГИ:

СТАТЬЯ

Х-35У

ОРУЖЕЙНАЯ КОМНАТА

ОПК

ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

ПКР

AGM-84

«ГАРПУН»

Х-38М

КРВБ