В 1942 году выступая в Чикаго лейтенант Красной Армии Павличенко произнесла следующие слова, ставшие впоследствии легендарными. "Джентльмены! Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!" После этих слов толпа сперва замерла, а потом разразилась бурными овациями.
Людмила Михайловна Павличенко (в девичестве Белова) родилась в 1916 году в городке Белая Церковь, что в 80 км от "матери городов русских" Киева. В 15 лет, уже будучи беременной, вышла замуж за Алексея Павличенко, вскоре родился сын Ростислав, но самому браку не было суждено просуществовать долго.
Будучи студенткой исторического факультета, Людмила занималась стрелковыми видами спорта. Война застала будущего легендарного снайпера в Одессе, во время дипломной практики. В первые же дни войны Павличенко обратилась в военкомат, с просьбой направить ее на фронт. Девушке предложили должность санитарки, но Люда упорно добивалась, чтоб ее направили снайпером. Чтоб убедиться в ее умении стрелять, для нее провели импровизированное испытание, ее привели на холм который защищали советские войска и показали двух человек на вражеской стороне. Испытание Павличенко прошла успешно. Тех двух она в свой победный счет не внесла, посчитала их "пробными".
Рядовая Павличенко была зачислена в 25-ю стрелковую дивизию им. Чапаева. Участвовала в оборонительных боях в Молдавии и на юге Украины. В октябре 1941 года ее направили под Севастополь, где шли жестокие бои. Именно во время обороны города славы русских моряков, Павличенко провела десятки дуэлей с немецкими снайперами. Во время одной из них ей пришлось пролежать почти сутки, без движения, на сырой земле, на рассвете второго дня противник выдал себя и был уничтожен. Людмила забрала его винтовку и список жертв, в котором числилось 500 солдат и офицеров.
Слухи о ней быстро расползлись среди немцев. Часто во время боев они кричали ее имя и звали перейти на их сторону, обещая золотые горы, в ответ же получали только пули.
По штатному расписанию военного времени каждой стрелковой роте полагалось иметь двух снайперов. Так судьба свела Людмила с Алексеем Киценко. Вскоре они подали рапорт о регистрации брака, но их счастье не было долгим... В феврале 1942 года, в результате сильного взрыва, Киценко закрывший собой свою невесту, получил смертельные ранения. Девушка сама вытащила возлюбленного из под обстрела. Смерть Киценко произвела на девушку тяжелое впечатление, она еще долгое время не могла стрелять - дрожали руки.
Тем не менее жизнь продолжалась, и война, к сожалению, тоже. Пришлось бороться с собой и снова брать винтовку в руки. К июню 1942 года на счету Павличенко было уже 309 врагов, из них 36 снайперов. Результат впечатляющий даже для мужчины, а уж для женщины - колоссальный. Немцы пообещали поймать советского снайпера и расчленить ровно на 309 кусочков, чтобы отомстить за своих. В июне Людмила получила новое ранение и была срочно эвакуирована на подлодке из осажденного Севастополя. Позже советское командование решило, что она слишком ценный человек, и на войну ее больше не направляло.
Осенью 1942 года Павличенко в составе советской делегации посетила США. Целью данного визита было склонить союзников к скорейшему открытию второго фронта. В штатах женщина-снайпер произвела фурор, "леди смерть" - именно так прозвали западные журналисты советскую девушку. Ей пришлось участвовать в приемах, беседах и отвечать на вопросы американских журналистов, зачастую бесцеремонные: "Какое нижнее белье предпочитает мисс Павличенко и какого цвета?", "Красят ли девушки на фронте губы?" и т.д. Там же Людмила познакомилась с первой леди США Элеонорой Рузвельт, с которой у нее сложились дружеские отношения.
В октябре 1943 года Павличенко была представлена к званию Героя Советского Союза, на фронт больше не вернулась, работала инструктором в снайперской школе.