Жизнь единственного европейского народа, занимающегося кочевым оленеводством, всегда подразумевала суровые условия. Но если духам природы достаточно поклона и оставленной монеты, то жестокость реальных людей однажды чуть не уничтожила целый этнос.
У этого народа много имен - kven, lapp, finn, лапландцы, лопари, но сами они называют себя саамами. У них никогда не было государства, но главной ценностью всегда оставалась земля, которую ее дети почитали за живое существо. Один из самых загадочных народов Европы пережил много испытаний, но сумел сохранить уникальные традиции своих предков.
Происхождение
Саамский язык причисляют к финно-угорской группе, однако от своих соседей лапландцы взяли только треть всей лексики. Многое в их речи не имеет связей ни со шведским, ни с норвежским, ни с русским. Эту часть, а также невысокий рост саамы взяли от пришельцев с востока. Тысячи лет назад, когда ледник отпустил скандинавские земли, сюда из-за Печоры переселились охотники и рыболовы. Они мигрировали вслед за оленьими стадами, которые были основой их жизни, и встретили финские племена. Смешавшись и растворившись друг в друге, они дали начало новому этносу. Через какое-то время саамы приручили оленей и обрели традиционный уклад, не менявшийся в течение последующих веков и больше напоминавший быт кочевых сибирских народов, чем обычаи наступавших с юга викингов.
Жизнь среди других
Когда-то лапландцам принадлежал почти весь Скандинавский полуостров. Перемены начались в IX веке, когда южные соседи — норвежцы, шведы, финны — заинтересовались выгодой, которую можно было бы выручить с них. Ярлы требовали пушнину и рыбу, крестьяне хотели получить землю. Не чурались взимать дань и русские князья, сидевшие в Новгороде. Саамов оттесняли все дальше на север. Кочующие за оленями семьи нередко были вынуждены платить сразу нескольким государствам, по чьим землям пролегал их путь.
Несмотря на зависимое положение и разрозненность, лапландцы в глазах соседей не выглядели жертвами. Более того, их побаивались. В отличие от обращенных в христианство народов, саамы долго сохраняли традиции шаманизма и прослыли искусными магами, способными управлять силами природы и видеть будущее. Это поверье бытовало на протяжении веков — например, Иван Грозный на склоне лет приказал привезти с севера лопарского колдуна, чтобы истолковать появление кометы.
Христианство укрепилось в лопарских шатрах только к XVI веку. Власти строили церкви в их землях, приезжали проповедники. Одним из самых известных стал лютеранский пастор Ларс Леви Лестадиус. Он не только хорошо владел диалектом саамского, но и связал жизнь с лапландкой. На Кольском полуострове обращением в православие занимались обитатели Печенгского монастыря. Но ни одной из ветвей христианства не удалось полностью изжить отголоски древних верований.
Люди второго сорта
В конце XIX века саамов попытались ассимилировать. Что характерно, такое решение приняли все государства, на чьих территориях проживали оленеводы. Но если в княжестве Финляндском эти меры носили щадящий характер, то норвежцы подошли к делу основательнее. По новому закону все землевладельцы должны были владеть норвежским языком и иметь норвежское имя. Но даже укладывавшихся в эти рамки лопарей пытались всячески лишить этого права с помощью обмана и алкоголя. В Швеции также развивали языковое превосходство. Саамских детей под предлогом необходимого образования забирали в интернаты, где жестким способом приучали к государственному языку и культуре. При этом лапландцам долгое время отказывали в праве на высшее образование, считая неспособными к чему-то иному, кроме традиционных занятий.
В царской России саамам позволяли вести привычный образ жизни. Пришедшая на полуостров советская власть попыталась принудить их к оседлости и увлечь в водоворот коллективизации. Коснулись лапландцев и репрессии, когда в конце 30-х их обвинили в стремлении отделиться от СССР и объединиться с финнами.
Возрождение
Ситуация изменилась только после Второй мировой войны. В 1953 году состоялась первая саамская конференция. Она была посвящена сохранению языка, культуры и традиционного уклада. За 60 лет значительно выросло национальное самосознание лапландцев. Они организовали собственный выборный парламент, чтобы вести диалог с государствами, на территории которых проживают. Теперь у них есть все атрибуты самоидентичности - флаг и гимн. И пусть официальные правовые нормы накладывают некоторые ограничения на землевладение и использование природных ресурсов, жизнь саамов стала легче. В наши дни они вольны выбирать между старинными промыслами и городской жизнью — и многие остаются верны традициям.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.