Мы писали в нашем канале в телеграме, что американские инвесторы готовятся инвестировать в Северную Корею. Но и у России есть свои интересы на Корейском полуострове. И именно их обсуждают представители Путина и Ким Чен Ына на двусторонних встречах.
Газпром разморозил проект газификации Южной Кореи через территорию Ким Чен Ына. Благодаря Трампу заметно улучшились отношения США с Северной Кореей. И сейчас корейский полуостров сделал огромный шаг к объединению. Как ни странно, на этом фоне открывается широкая возможность Российского доминирования на полуострове. Но, обо всем по порядку.
В 2011 году с Северной Кореей был подписан меморандум о взаимопонимании. Одновременно с этим было подписано соглашение с Корейской Газовой Корпорацией (Korea Gas Corp) о строительстве трубопровода в Сеул. Но из-за желания Ына развивать ядерные и ракетные программы, проект остался в подвешенном состоянии. И вот на днях зампред правления Газпрома Виталий Маркелов заявил о возобновлении переговоров с Южной Кореей. По мнению аналитиков, прибыль России может составить до $50 млрд в год.
Для всех поставщиков сжиженного природного газа (СПГ) рынок Южной Кореи является очень желанным. Только в 2017 году импорт составил 37.6 млн тонн СПГ. К 2030 году Южная Корея планирует полностью отказаться от угля на электростанциях и атомной энергетики. А это означает увеличение объемов закупаемого газа. Даже на старте проекта в 2011 году корейцы хотели закупать 10 млрд кубометров. Сегодня же, учитывая возросшие потребности, и растущее потребление, их аппетит равен примерно 55 млрд кубов в год.
К слову, 55 млрд кубометров природного газа это около 40 млн тонн СПГ. Стоимость 1 тысячи кубометров СПГ – в районе $370, а природного газа – $250. Отсутствуют затраты на регазификацию, при которой происходит процесс преобразования сжиженного газа в газообразное состояние. Да и то, что газ пойдет по трубе, а не танкерами, тоже играет на стоимости в лучшую сторону. Благодаря экономической выгоде, Россия становится монополистом в Корее.
Основные поставщики СПГ в Корею это США, Катар, Индонезия, Оман, Австралия и Россия. Доля российского СПГ составляет 7% от общего объема поставок.
Проект строительства всегда замораживался на фоне обострений в отношениях двух Корей. И риски, связанные с особенностью политического строя и экономики Пхеньяна, также настораживают инвесторов. Как и Северный Поток – 2, данный трубопровод планировалось строить совместными силами. Однако, экономика Северной Кореи пока не может себе этого позволить. Россия не раз заявляла, что готова начать строительство и работу в этом направлении, но не может предоставить гарантии безопасной доставки газа конечному пользователю. Отсюда у некоторых экспертов возникает вопрос: а не станет ли Южная Корея, отказавшись от СПГ США заложником ситуации, по аналогии украинского сценария?
«Если ситуация с безопасностью на Корейском полуострове улучшится, мы сможем рассмотреть проект СПГ с участием двух Корей и России» - выразил надежду министр иностранных дел Южной Кореи Кан Ген Хва. Общее мнение заключается в том, что участие Северной Кореи в этом проекте поможет снизить геополитическую напряженность и как считает министр, участие северного соседа в данном проекте "может послужить катализатором, который поможет ослабить геополитическую напряженность в регионе".
Что ещё хорошего? А то, что президент Южной Кореи Мун Чже Ин обсудил с Ким Чен Ыном проект объединения и модернизация железных и автомобильных дорог. В ближайшей перспективе могут присоединить их к российскому Транссибу. Это будет кратчайший и самый дешёвый путь в Европу. Протяженность магистрали составит 10 000 км и сделает доставку грузов более быстрой и экономной. Транссиб, по сравнению с морским путем, сводит к минимуму количество таможенных и пограничных переходов. И так, например, доставка груза в Швецию составит 15-17 дней, вместо 45 дней по морю. Корейскому полуострову Транссиб предоставит быстрый выход к транспортным системам Казахстана, Монголии, и Китая. Увеличится товарооборот, что положительно скажется на экономике всего полуострова. Россия же может зарабатывать на транзите.
Что ж, надеемся, что корейский полуостров воссоединиться и экономическая безопасность позволит реализовать строительство. Путин скоро встретиться с Кимом лично - и, без сомнения, они договорятся. А когда проект будет реализован, Россия получит еще один «вентиль давления» на мировое сообщество.