Аккорды — это созвучия из нескольких звуков (от трёх и более, исключение - "power аккорды" или "пятёрки"). Чтобы хорошо и правильно играть аккорды на гитаре, необходима практика и упражнения.
Каких правил нужно придерживаться?
Звуки аккорды должны быть полными и чистыми, звучать одновременно. После щипка пальцы не должны опираться на другие струны, а должны сжиматься как бы в кулак, нельзя отдёргивать руку вверх после щипка.
Кисть руки должна быть полностью расслаблена, а сила звучания регулировалась только пальцами.
Прежде, чем играть аккорды, потренируйте правую руку: поставьте большой палец на какую-либо басовую струну, и остальные пальцы (кроме мизинца) на первые три струны и дёрните струны одновременно. Проследите, чтобы были выполнены все правила, указанные выше. Если не получилось, сыграйте ещё раз, но в замедленном режиме, чтобы проследить за движениями пальцев.
Чтобы выучить все аккорды на гитаре, можно идти двумя путями: учить абсолютно все схемы аккордов (их может быть больше 1000) или выучить принцип, по которому все аккорды создаются. Мы пойдём 2-ым путём. Для этого необходимо знать небольшую теорию, как создаются аккорды.
О звукоряде
В музыке 12 нот (наименований/названий), которые следуют друг за другом (если не понятно, о звукоряде можете прочитать из прошлых статей): До, До# (или Реb), Ре, Ре# (или Миb), Ми, Фа, Фа# (или Сольb), Соль, Соль# (или Ляb), Ля, Ля# (или Сиb), Си... (в букв. обозначении: C, C#, D, D#, E, F, F#, G, G#, A, A#, B..)
После Си снова следует До и т.д.
Интервал
Аккорды строятся при помощи основного звука ("тоника") и других звуков, которые строятся через определённое (установленное) расстояние. Расстояние между звуками называется "интервал". Самый маленький интервал (расстояние между звуками) называется полутон (пол тона/половина тона). Это расстояние между соседними звуками или, если спроецировать на гриф гитары, между двумя соседними ладами. Расстояние через лад - называется тон (целый тон). А расстояние через 2 лада - полтора тона и так далее.
Гаммы
Гамма - это звукоряд из 8 нот, где первая и последняя нота совпадают по наименованию (называнию), но отличаются по высоте звука на октаву. Ноты гаммы строятся по полутонам и тонам в определённом порядке (см. ниже строй гамм).
Гаммы делятся на несколько типов. Основные, которые нам понадобятся, это мажорная гамма и минорная гамма. Они отличаются друг от друга по интервальному строению, т.е. ноты гамм отличаются (но есть и совпадения). В зависимости от того, в какой гамме мы хотим построить аккорд, он (аккорд) будет мажорным или минорным.
Строй гамм
Строй мажорной гаммы (последовательность тонов и полутонов): тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Теперь, знаю эту последовательность, вы сможете построить любую мажорную гамму от любой ноты. Например, попробуем построить гамму До мажор (смотрите на полный звукоряд из 12 нот и строй мажорной гаммы):
Основной звук (тоника) будет нота "До",
вторая нота (или ступень) находится через тон (через лад на грифе гитары) - нота "Ре" (т.е. мы пропустили ноту До#),
третья нота тоже через тон уже от второй ноты - "Ми",
четвертая нота находится через полтона от Ми - это нота "Фа",
пятая нота строится через тон от четвертой - "Соль", затем
шестая нота через тон от пятой - "Ля",
седьмая нота через тон - "Си", и, после неё
восьмая нота - снова "До".
Специально выбралась гамма До мажор, т.к. все изучали её в школах на уроке музыки, играя по "белым клавишам" пианино. А теперь вы знаете, как она была построена и почему не используются черные клавиши (потому-что строй мажорной гаммы именно тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон, и выходит, что в гамме До мажор пропускаются именно черные клавиши).
Строй минорной гаммы (последовательность такая же, как в мажорной, но со смещением): тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Это строй минорной гаммы натурального вида. На практике чаще используется другой вид минора - гармонический (в нём ниже в статье).
Теперь попробуем построить минорную гамму от той же ноты "До", чтобы сравнить, какие ноты совпадают, а какие нет в мажорной и минорной гаммах:
Основной звук (тоника) - До,
вторая ступень - через тон от основной ступени - Ре,
третья ступень - через полтона от Ре - нота "Миb" (другое название Ре#, но правильно будет говорить именно Миb, потому-что названия нот в гамме всегда должны отличаться от других ступеней),
четвертая ступень - через тон от третьей - нота "Фа" (Миb - Ми полтона, Ми - Фа ещё полтона, а в сумме будет целый тон),
пятая ступень - через тон - "Соль",
шестая ступень - полтона от пятой ступени - "Ляb" (снова не Соль#, потому-что названия должны отличаться),
седьмая ступень - через тон - "Сиb" (не Ля#, т.к. в шестой ступени использовалось название "Ля" в Ляb),
восьмая ступень - через тон от седьмой - снова нота "До" (Сиb - Си полтона + Си - До ещё полтона = тон).
Теперь сравним ступени этих гамм:
Виды аккордов:
- Трезвучия, состоящие из трёх ступеней (наименований звуков);
- Секстаккорды, септаккорды - состоят из 4 ступеней;
- Расширенные - состоят из 5 и более ступеней.
Из каких ступеней состоят аккорды?
Основные трезвучия состоят из 3 основных ступеней:
I ступень - тоника, это основа аккорда, фундамент, который задаёт тональность. Тоника обычно обозначается заглавными буквами англ. алфавита: A (Ля), B (Си), C (До), D (Ре), E (Ми), F (Фа), G (Соль);
III ступень - задаёт окраску аккорду, по этой ступени определяется: мажорный или минорный аккорд звучит, т.к. эти гаммы отличаются именно III ступенью. Если аккорд минорный, то рядом с заглавной буквой (тоникой) пишется строчная буква "m" (minor). Например, "Fm" ("Фа минор" - в тонике нота "Фа", аккорд минорный);
V ступень - придаёт особый фон, гармонию аккорду. Не имеет особых обозначений, однако в "power-аккордах", которые состоят из двух звуков (только тоника и V ступень, без III ступени), рядом с буквой тоники пишется цифра "5", например "F5" (В басу нота Фа + V ступень; здесь нельзя определить, мажорный или минорный, т.к. нет III ступени в аккорде, по которой отличаются гаммы).
Sus-аккорды (suspended) тоже являются трезвучиями. Но вместо III ступени играется либо II ступень, либо IV ступень. Как в power-аккордах, в sus тоже нельзя определить ладовую окраску (мажор/минор), т.к. нет III ступени в аккорде. Обозначаются прибавлением "sus" к заглавной ноте баса, например "Fsus4" (В басу "Фа", вместо III ступени играется IV ступень + V ступень) или "Fsus2" (В басу "Фа", вместо III ступени играется II ступень + V ступень). Иногда встречаются оба варианта: Fsus2sus4 (Играются бас "Фа", II и IV ступени + V ступень).
Хоть в sus аккордах нельзя определить мажор или минор, но они имеют особые свойства-эффекты. Так, играя sus2-аккорд после минорного (Например, Fm - Fsus2), можно получить эффект нагнетания грусти (гармония становится ещё более печальней). А играя sus4-аккорд после мажорного (Например, F - Fsus4), можно получить более весёлую гармонию.
Также есть увеличенные и уменьшенные аккорды, которые отличаются изменением V ступени, но здесь их рассматривать не будем.
О секстаккордах и септаккордах:
Секстаккорды (от слова секста - 6 или VI ступень) образуются путём прибавления к основному трезвучию VI ступени. В мажоре и в миноре используется одинаковая VI ступень (мажорная). Хоть выше мы видели отличие VI ступени в гаммах, но на практике используется гармонический вид минора (а не натуральный), в котором VI ступень используется как в мажоре. Обозначаются секстаккорды цифрой 6. Например, F6 (Фа мажор с секстой) или Fm6 (аккорд Фа минор с секстой).
Септаккорды (от слова септима - 7 или VII ступень) образуются путём добавления к основному трезвучию VII ступени. Используются обе ноты (ступени и мажорной, и минорной гаммы).
Септима бывает большой (как в мажорной гамме) - обозначается "maj7" или "7M". Например, Fmaj7 - Фа мажор большой септаккорд; Fm(maj7) или Fm7M - Фа минор большой септаккорд.
А также септима бывает малой - обозначается просто "7". Например, F7 - Фа мажор малый септаккорд или Fm7 - Фа минор малый септаккорд.
Если играете один вид септаккорда, нельзя одновременно зажимать сексту (как секстаккорд), либо другой вид септаккорда - это режет слух.
В этом уроке расширенные аккорды не рассматриваются.
Как найти ступени аккорда, как играть аккорды? (универсальные схемы аккордов)
Чтобы играть аккорды на гитаре, можно разделить гриф по "позициям" или "схемам". Позиции отличаются друг от друга местоположением I ступени (тоники/основного звука) на струне (т.е. она может быть на 4, 5 или 6 "басовой" струне, в зависимости от этого - разная схема/позиция).
__________________
1 позиция обычно играется в виде полного баррэ (указательный палец закрывает все 6 струн). Бас находится на 6 струне. В этой позиции очень сложно брать sus2-аккорд, поэтому в схеме он указываться не будет. Но легко берутся остальные виды трезвучий, а также септаккорды.
Не пугайтесь. В схеме выше указаны сразу все ступени, которые используются в трезвучиях (т.е. и мажорные, и минорные, и sus аккорд..). Здесь не указываются лады, т.к. "позиции" можно применять практически во всех ладах, поэтому схемы являются универсальными.
По схеме:
I - это тоника, её мы должны играть обязательно хотя бы одну из них (особенно ту, которая в басу);
III - это третья ступень мажорной гаммы, а IIIm - третья ступень минорной гаммы (минорный аккорд). Нужно играть либо мажорную III, либо минорную IIIm;
IV - четвертая ступень, используется в sus-аккордах. Если играете sus-аккорд, нельзя зажимать III или IIIm ступени, т.к. это вызовет диссонанс (неприятный, режущий звук)
V - пятая ступень обеих гамм, лучше, если зажимать хотя бы одну из двух "V";
6 - используется в секстаккорде, если играете секстаккорд, нельзя зажимать никакие септаккорды (7 или maj7), т.к. это вызывает диссонанс;
7 и maj7 - используются в септаккордах.
Повторяющиеся ступени (в этой схеме три I-ых ступеней, две V ступеней..) можно не зажимать/не играть или заменять другими ступенями.
Мажорное трезвучие на 1-ой позиции будет выглядеть так:
Чтобы сыграть, например, аккорд "Фа мажор" (аккорд "F") в 1-ой позиции, нужно схему выше поставить на 1 лад гитары (1 лад 6-ой струны - это нота Фа). В таком случае необходимо зажать полное баррэ на первом ладу, 5 и 4 струны зажаты на 3 ладах, а 3 струна на 2-ладу. Этот аккорд и будет Фа мажор.
Если поставите эту схему со 2 лада, получится аккорд "Фа# мажор" (F#);
Если поставите эту схему с 3 лада, то получится аккорд "Соль мажор" (в басу на 6-ой струне 3 лад будет нота "Соль" или "G") и т.д.
Запомнив эту схему и зная ноты на 6-ой струне гитары, вы сможете играть любой мажорный аккорд от ноты "Ми" (нота "E", открытая 6 струна). Однако после 8-9 ладов брать полное баррэ крайне не удобно, лучше использовать другие позиции.
Минорное трезвучие на 1-ой позиции:
Зная эту схему, вы сможете построить любой минорный аккорд от 6 струны.
Sus-аккорд:
или вот так:
Мажорный малый септаккорд:
или вот так:
Мажорный большой септаккорд:
Мажорный секстаккорд взять не получится с баррэ, но в миноре можно:
Минорный малый септаккорд:
Минорный большой септаккорд:
__________________
2 позиция играется тоже от баррэ но без 6 струны (её тоже можно играть, но тоника находится на 5 струне):
Здесь легко берутся sus-аккорды (и .sus2 и .sus4), септаккорды (.7 и .maj7). Но сложно берётся мажорный секстаккорд (.6) и невозможно взять минорный секстаккорд (.m6) с баррэ.
Не забывайте, что при игре Sus-аккордов нельзя зажимать III или IIIm вообще.
А также нельзя одновременно комбинировать .7, .maj7 (септаккорды), .6 (секстаккорды). Если хотите взять секстаккорд в этой позиции, нужно на 3 струне зажимать I (тонику).
Мажорное трезвучие на 2-ой позиции:
Минорное трезвучие на 2-ой позиции:
__________________
3 позиция - основной бас находится на 4 струне, здесь хорошо берутся и sus-аккорды, и секстаккорды, и септаккорды. Но сама позиция не удобна для новичков, когда берут баррэ (слишком большая растяжка нужна):
Мажорное трезвучие:
Минорное трезвучие:
__________________
Итак, зная эти три основные позиции, вы сможете играть любые виды аккордов от любой струны.
Ниже картинка "Расположение нот на грифе гитары". Она нужна для того, чтобы вы знали, какие ноты находятся в басах. Выучив хотя бы до 6-8 ладов 4-6 струн вы сможете играть все виды аккордов на память.
Полезные ссылки:
Сайт 1 - Универсальная таблица аппликатур аккордов;
Сайт 2 - Об аккордах на гитаре, как строятся и перемещаются по грифу + видео;
Сайт 3 - "Что такое аккорд?" о построении на гитаре, видах аккордов и т.д.;
Сайт 4 - "Что такое тон и полутон" наглядно на пианино;
Сайт 5 - Частоиспользуемые аккорды;
Сайт 6 - Большое руководство по построению аккордов + все виды интервалов и их названия;
Сайт 7 - Большая таблица всех частоупотребляемых аккордов (если вы всё же хотите идти по первому пути)
__________________
Благодарим за внимание!
Если есть вопросы или нашли ошибку - напишите нам в контакты через Telegram-канал Guitar Blog (@first_chord).