В субботу, 16 июня, в центре Москвы — на ул. Ильинка — водитель-таксист из Кыргызстана сбил толпу людей. В результате ДТП пострадали восемь человек. За рулем такси компании «Чекпоинт» находился кыргызстанец Чынгыз Анарбек уулу 1990 года рождения, выходец из Кочкор-Аты.
На допросе Чынгыз признался, что не выспался перед сменой, поэтому уснул за рулем, что и привело к трагедии. Усугубило ситуацию, по его словам, еще и то, что мужчина перепутал педали и вместо тормоза в нужный момент нажал на газ. Таксист также признался, что в такси работает всего два месяца.
На родине таксиста, в Кыргызстане, ситуацию восприняли двояко. Общественность разделилась на два лагеря: одни начали оправдывать Чынгыза, сочувствуя тому, что в погоне за рублем мужчина отказался от отдыха и по 20 часов находился за рублем. Другие, напротив, обвинили таксиста-кыргызстанца в безответственности, заявив, что «недосып» не является оправданием для виновника ДТП.
Редакция Элет.media подготовила подборку мнений известных людей (не только из Кыргызстана, но и из других стран) о том, что они думают о ДТП на Ильинке.
Вот что думает о происшествии известная телеведущая Ассоль Молдокматова.
«Таксист Чынгыз работал сутками, старался погасить кредит, без сна допускает безответственность и нажимает вместо тормоза газ. Один пострадавший мексиканец в больнице. Кыргызстанец задержан. Халатность и безответственность, но не терроризм! Необходимо:
· усилить контроль на сдаче экзаменов на водительские права,
· начать нравственную идеологию в стране , ведь ответственность за окружающих взращивается сызмальства,
· отрубать руки за коррупцию , чтобы ребята наши не батрачили на чужбине! Только сажать нужно не по политическим заказам и сшивать дела белыми нитками , а реально толстосумов, кто обворовал народ — все знают и все молчат . Те, кто за решеткой, на самом деле не те, кто должен сидеть!»
Депутат Жогорку Кенеша Аида Касымалиева, комментируя ДТП, призвала не садиться за руль не выспавшимся или в состоянии алкогольного опьянения.
“Что произошло, должны разбираться профессионалы, без эмоций и объективно, и кыргызские власти должны содействовать этому. Адвоката для начала надо предоставить, а не клеймить или защищать в соцсетях.
У Чынгыза все будет позади с этим инцидентом когда-нибудь, но такие видео останутся в сети, а у человека награды в спорте и вообще — дети, жена, родители, друзья, жизнь, которая впереди. Нехорошо все это и грустно.
Но главное — не надо водить [автомобиль] не выспавшимся или пьяным! Ресурс человека ограничен. Наш «небезопасный город» уже и в Москве», — заявила депутат.
А вот какого мнения о ДТП и его “главном герое” депутат Одесского горсовета (Украина) Игорь Димитриев.
“Все СМИ старательно избегают слова теракт. Пишут про наличие разрешения на таксомоторную деятельность, но отсутствие аккредитации на Чемпионат. Утверждают, что водитель просто заснул и во сне повернул руль вправо и нажал газ. Водители оценят эту версию.
Вероятность того, что таксист заснул и вдруг такое сотворил спросонья, уменьшается с каждым его действием. Такси медленно едет в потоке. Теоретически водителю становится скучно, и он засыпает. Однако, это только в случае, если он ехал прямо, а не вывернул из переулка как следующая машина. Нам нужно увидеть предыдущую часть видео, чтоб знать откуда он едет. Если ехал прямо, то, возможно, заснул и вдруг проснулся. Проснулся, увидел впереди «Мерс», и что же делает? Бьет по тормозам, как любой другой? Нет! Он чисто объезжает «Мерс» и заезжает на тротуар с пешеходами. В этот момент он вспоминает о педалях, наступает на газ и пролетает весь участок до знака. По версии полиции, в этот момент он перепутал педаль тормоза с газом. Да вы что? Сейчас педали перепутал, а до того не перепутал? Почему-то на дороге он на газ случайно не нажал, перепутав с тормозом, а на тротуаре нажал? Его не разбудил удар о бордюр, не разбудил лихой маневр, а разбудили тела пассажиров? Я думаю, что там будет легкое торможение перед маневром. И это значит, что водитель чувствовал педаль тормоза с самого начала. А не вдруг начал ее искать в самом конце, когда вскочил на тротуар. Короче, версия про усталость и крепкий сон — это х**ня”, — резюмировал украинский депутат.
Звезда отечественного радиоэфира, ведущая Айгуль Курманова признается, что ее сердце сжимается от боли при виде видеокадров с места ДТП и реакции Чынгыза на произошедшее.
“Не идет из головы парень-таксист. Сердце сжимается от боли.
Когда он побежал, я разревелась — представляете, какой дикий ужас его обуял в тот момент???? Ужас от случившегося, ужас от того, что его стали избивать, ужас от того, что он чужак и (чего уж греха таить) второсортный бесправный муравей и НИКТО ему не поможет… Он бежал без какого-то злого умысла, он даже не успел ничего понять, просто сработали инстинкты — инстинкт самосохранения…
Его мама… кошмар, я не представляю, ЧТО она испытывает сейчас, через ЧТО ей приходится сейчас проходить?! И ведь наши не помогут ему. Нашим наплевать на нас. Наши всегда отмажут своих детей, их дети не таксуют, их дети могут даже не работать ни дня, потому что папики наворовали столько, что им хватит на всю жизнь с лихвой… Так что у наших все в шоколаде. Они живут в своем сытом мире. Это мы все выживаем, как можем…”
Скандальная блогер Валентина Пахман смотрит на ситуацию иначе, через призму мониторинга таксопарками Москвы расписания и количества вышедших на линию “бортов”.
“Ладно, хорошо, наехал наш парень на людей в Москве, слава богу все живы и дай бог все закончится хорошо. Так или иначе хорошо для парня и для тех, кого он сбил. А вот в результате мне стало интересно, а так ли хорошо все закончится для нас?
Интересная получилась картина — Москва, чемпионат мира по футболу, гостей в столице тьма, ночная и дневная жизнь бурлит, такси, естественно рубят капусту, парень в мыле, не спит по 20 часов. Но он не на своей машине рубит эту капусту. Он от фирмы. А фирма, она что, не следит за нормативами, расписанными законодательно?
Есть нормативы труда. Есть по трудовому законодательству продолжительность рабочего дня.
Отпахал 8 часов — будь любезен оставить баранку и идти домой. Спать. И мне сейчас не очень интересны нормативы труда в Москве. Там они пусть работают хоть неделями без сна, хоть месяцами — мне пофигу.
А у нас? У нас есть? У нас тоже этих фирм, как грибов после дождя. И что? Их функция — только посредничать между пассажирами и теми, кто их возит? А ничего, что они в этой истории работодатели? А ничего, что фирма несет ответственность за состояние своих работников на маршруте? Диспетчер такси вообще фиксирует сколько машина на выезде? Час? Пять? Десять? Двадцать? Или мы рано или поздно обнаружим, что наши водители тоже спят за рулем? 20 часов за рулем, и никто не контролировал ситуацию?
Сдается мне, что у нас та же история. И порядок наводить в этой сфере услуг никто не собирается. А зря. Интересная, на мой взгляд, вырисовывается проблема», — прокомментировала Пахман на своей странице в Facebook.
Наконец, мнение экс-мэра российского Екаберинбурга Евгения Ройзмана.
“Ух, сколько версий: уснул, устал, был пьян, перепутал педали.... На любой вкус. Я посмотрел внимательно и увидел, что он совершенно умышленно направил машину в скопление людей. Считаю, что это теракт».