Найти в Дзене
Музыка и Жизнь

Как Black Sabbath доигрались до паранойи

На самом деле второй, и самый знаменитый, альбом Блэк Саббат был практически целиком антивоенным, что в сочетании с заупокойными мелодиями и кладбищенской эстетикой должно было произвести сильное впечатление - итоги войны ведь наполняют мир кладбищами, а души страданиями. Альбом и должен был называться War Pigs, на волне антивоенных выступлений во всём мире по поводу вьетнамской войны. Однако менеджеры группы в последнюю минуту дали задний ход, опасаясь падения уровня продаж на основном рынке, в США и возможные проблемы вообще при издании альбома с таким названием в штатах.

С точки зрения коммерции они оказались правы, поскольку в США студии категорически отказались даже заглавный трек War Pigs давать в оригинальном названии и всячески его переименовывали, например назвали «Luke’s Wall» - по названию одной из частей композиции. Что уж говорить о выпуске альбома с антиамериканским названием

Многочастная заглавная композиция потом неоднократно тиражировалась многими известными исполнителями, например Judas Priest вообще открывали концерты своей версией Военных Свиней. Композиция дала направление не только будущему хэви-металу, но и путёвку в жизнь многим и многим будущим металлюгам.

Насколько долго музыканты работали над первой композицией, настолько быстрым, случайным и коротким оказалось создание второй, которая и стала заглавной после смены названия альбома. Это, конечно, знаменитый Paranoid.

Вообще часть альбома Paranoid была записана ещё при записи первого альбома? на первых совместных сессиях. Стоило ребятам нащупать устраивающую всех эстетику, из них попёрло так, что за три дня они записали песен почти на два альбома. Вот часть оставшихся композиций и решено было выпустить альбомом вдогонку. Записали ещё несколько вещей, в том числе War Pigs и оказалось, что не хватает альбому вещицы на две-три минуты для связки. Вот как барабанщик Билл Уорд описывает процесс создания песни:

Тони просто сидел в студии и наигрывал этот рифф. Гизер тут же включил бас, я сел за ударную установку, мы автоматически вошли с ним в ритм, и тут вошёл Оззи и начал петь. Никто из нас не произнес ни слова. Мы просто вошли в комнату и начали играть. Наверное, рифф этот возник у Тони где-то в половине второго, а к двум часам «Paranoid» была готова – точно в таком виде, в каком вы слышите её на пластинке».

Ребята сочли это просто дурачеством, но звукорежиссёр настоял на записи того, что получилось. Записали с первого дубля, звуковик пропустил гитару Айомми через какой-то модулятор и тут все поняли, что получился хит. Название для альбома было готово. Хотя под названием "Параноик" в то время музыканты понимали совсем другое, на их жаргоне это значило что-то вроде "чудак". Текст надо понимать именно с этим значением

Третья композиция - спокойно-лиричная, акустическая Planet Caravan - Караван Планет. В принципе, этой композицией группа показала, что её интересы лежат не только в плоскости убойных тяжёлых минорных номеров. Фактически это намёк на психоделику, которая будет проявляться то сильнее, то слабее на следующих трёх альбомах Саббат

Четвёртым номером идёт не менее известный в народе Iron Man с очередным гениальным риффом от Тони Айомми. Именно этот рифф, услышанный Озборном и дал название композиции после его слов: "звучит, как будто железный парень бродит где-то рядом". Затем обкуренный Гизер Батлер придумал текст, как он потом выражался - "моя личная антиутопия после того, как я наслушался по телеку новостей о загрязнении после ядреного удара". Стоит отметить, что композиция настолько мощная, что спустя тридцать лет получила Грэмми, задним числом, так сказать, потому что все тридцать лет вертелась в головах

Пятая песня с альбома Electrical Funeral - Электрические Похороны, повествующая о последствиях ядерной войны, опять, получилась настолько мрачной, что даже музыканты Блэк Саббат никогда не исполняли её на концертах. Считается, что именно мрачный, тягучий и тоскливый рифф с этой песни и дал начало направлению дум-метал. Хотя всё это относительно, конечно.

А вот следующая, Hand Of Doom - Рука Судьбы, наоборот, очень часто исполнялась на концертах и вообще считается фанатами группы и музыкальными критиками (редкое единодушие) одной из самых лучших песен у Блэк Саббат. Довольно длинная и насыщенная композиция повествует о том, как американские солдаты (разрушители по профессии), возвращаясь с фронта принимают тяжёлые наркотики, чтобы забыться от ужасов войны. И эти наркотики в итоге разрушают их самих изнутри - цикл замыкается. Идея простая и понятная - просто, как и всё гениальное. В сочетание с музыкой Саббат песня, конечно, производит сильное впечтление

Но моя любимая композиция с этого альбома это финальная Fairies Wear Boots - Красотки носят ботинки. В ней настолько много мелодий и настолько интересно меняются ритмы и акценты, что я могу слушать её бесконечно. Там и соло Айомми на грани гениальности, и вообще музыкальные рамки расширены до ужаса - лично мне непонятно как ребята в две гитары (одна из которых бас) и в два дополнительных инструмента (один из которых ударник, второй - вокал Оззи) умудрялись чётко и точно исполнять её на концертах вживую. Причём энергетика со сцены так и прёт, прямо через экран монитора - убедитесь-ка

Вот так вот получается по итогу, что группа единомышленников, играющая страшно тяжёлую музыку с кладбищенским уклоном и заупокойными текстами вдруг выпускает антивоенный и антимилитаристский альбом. Причём это у них, за счёт эстетики и энергетики, получается куда убедительнее, чем у "детей цветов", приватизировавших себе право быть носителями антивоенных настроений в мире. Оказывается антивоенные идеи близки всем, в том числе и таким, максимально далёким от хиппи представителям популярной музыки.

Прошу ставить лайки, если понравилось и подписываться на канал, если очень понравилось. В любом результате можете при желании слать отзывы и предложения - как положительные, так и отрицательные, на почту art_for_people@mail.ru. Возможно критика даже лучше, но только, если она конструктивная