Найти тему
6000 миль до Голливуда

Запрещенный приём

Оглавление

(2011, США)

Последний фильм Зака Снайдера ("Рассвет мертвецов", "300 спартанцев", "Хранители"), снятый перед тем, как его окончательно захомутали и стреножили большими гонорарами буржуины из DC Comics. Хотя, говоря начистоту, уход этого самобытного режиссера и сценариста в махровую попсу был и так предсказуем. Что отчетливо читалось уже в "Запрещенном приеме" - картине, где Снайдер вдруг начал расшаркиваться перед всеми: и перед своими давними поклонниками, и перед подростками, любителями видеоигр мимишно-бескровного возрастного рейтинга "12+".
Попытка угодить всем получилась, однако, сикось-накось. Сюжетный костяк у фильма, без балды, отличный. Его многое роднит с "Лабиринтом Фавна" и он почти не уступает картине дель Торо в красоте, глубине и драматизме. Но вот сама демонстрация снайдеровской истории, она... как бы это поточнее сформулировать... Не то, чтобы она подкачала, вовсе нет. В техническом и особенно в визуальном плане "Запрещенный прием" - почти совершенство, как, впрочем, и все картины этого известного живописца от мира кино. Проблема в другом. Представьте себе артиста, читающего трагические монологи Гамлета и при этом жонглирующего разноцветными шариками. Да, с одной стороны это тоже искусство - вон, и дети смеются, глядя на жонглера, и шарики у него из рук не выпадают. Но с другой стороны слово "безвкусица" будет куда более точным определением этого странного спектакля.
То же самое с Заком Снайдером. Завязка у фильма - пальчики оближешь. У двух сестер-подростков умирает мать и они остаются с отчимом, который - вы верно подозреваете! - тот еще педофил. Вдобавок с наследством его обделили - всё имущество мать завещала дочерям. И вот, когда этот гад решил надругаться над сестрами, старшая, заступаясь за младшую, схватила его пистолет и... А вот теперь вы не угадали. Отчим, такая сука, выжил, поскольку девчонка по роковой случайности застрелила не его, а сестру. Тут-то он, желая заполучить наследство, и произвел свою многоходовочку: сдал шокированную горем падчерицу в психушку и заодно подделал медицинский диагноз, согласно которому девчонке должны были вскорости сделать лоботомию. После чего, как вы понимаете, ее подпись на договоре о наследовании станет равна нулю.

-2

Шикарное начало, согласитесь. Однако дальше Снайдер делает финт ушами - начинает своё "жонглирование шариками" на трагическом фоне всего происходящего. Но жонглирует Зак, надо признать, виртуозно. Всё, что творится затем в мире буйных фантазий героини, получившей тюремное... пардон - больничное погоняло Куколка, напоминает гигантскую заставку к фантастической боевой видеоигре. Столь же эпичную и, к сожалению, столь же бескровную, ведь эти игры ориентированы прежде всего на подростков. А для них кровища уровня даже "300 спартанцев" - уже перебор. Поэтому ни-ни - никаких вам фонтанов кетчупа и расчленёнки, даром что Куколка и ее подруги орудуют мечами покруче царя Леонида с его братвой. То же самое со стрельбой. Ее здесь еще больше, чем фехтования, но чтобы чьи-то мозги хоть раз брызнули бы в камеру - не дождетесь. И пускай ближе к финалу сюжет возвращается в стены психушки, в ней вам тоже не покажут ничего скабрезного, что заставит вас прогнать от экрана детей, даром что все игры заканчиваются и история вновь берёт суровую взрослую тональность.

***

В общем, довольно противоречивое кино. И вроде бы детям его смотреть рановато, но и на взрослого зрителя оно нацелено лишь во вторую очередь. Безупречно красивый, как и все работы Снайдера, этот фильм, однако, разочаровывает своей бескровностью и детским уровнем насилия. Поэтому воспринимать его всерьез, как тот же "Лабиринт Фавна", не удается, а ведь у Снайдера были все козыри на руках, чтобы поставить "Запрещенный прием" в один ряд с ним.

P.S. Самое глупое фантастическое допущение в фильме даже не экшен-грёзы Куколки, а то, что в психушке для юных барышень большинство санитаров и хозработников - здоровые мужики. Которые, ясен пень, отнюдь не евнухи и за которыми самими нужен глаз да глаз. Так что не удивлюсь, если в этом странном мире мужские тюрьмы охраняют сплошь одни фотомодели, а банки - бывшие заключенные.

-3