Игорь Станкевич, planetabelarus.by
Агрогородок Смоляны расположен в 25 км от Орши и в 14 км от трассы М1/Е30 Брест-Москва. Сюда редко заезжают организованные экскурсии. Но зато индивидуальным путешественникам это место очень нравится. Добраться сюда можно на машине или рейсовым автобусом из Орши (главное, подгадать расписание).
Первое, чем встречают Смоляны, — просторная центральная площадь. Памятный знак сообщает, что местечко было основано в 1484 году, здесь размещались 2 церкви, 1 синагога, 1 костел, 4 молитвенных дома, деревянная ратуша, 2 начальные школы, 55 торговых лавок, кирпичный завод, кузня, сыроварня, больница, аптека, пекарня, гостиный двор, водохранилище для разведения карпов, меховая и швейная мастерские. В 1880 году здесь проживало 2315 жителей, основными занятиями которых были ремесло и торговля.
Из обширного списка достопримечательностей до наших дней дошли крохи. А то, что уцелело, лежит в основном в руинах. Но в восточной Беларуси найдется не так много мест с таким обилием исторических достопримечательностей. В общем, спешите видеть остатки былой роскоши! Пока не поздно...
Историческая застройка
На центральной площади сохранилось много старинных деревянных и каменных построек. Это бывшие магазинчики и жилые дома конца XIX — начала ХХ столетия. Как сообщалось в одной книге 1905 года, здесь проходили в год три «незначительных торжка».
Комплекс доминиканцев
С площади просматриваются руины костела Пресвятой Девы Марии с монастырским корпусом.
Комплекс был построен католическим орденом доминиканцев во второй половине XVII века. Известно, что постройку костела спонсировал один из владельцев Смолян князь Януш Александр Сангушко. Кривые линии фасада, стремящиеся ввысь две изящные башни строения свидетельствуют о его принадлежности к архитектурной школе виленского барокко, распространенного на наших землях во второй половине XVIII века.
Во время польского восстания 1830-1831 годов костел был закрыт и обветшал. В 1899 году храм восстановили и передали верующим. В годы советской власти в 30-х годах ХХ века отсюда снова изгнали католиков, а строение перешло в собственность колхоза «Новая жизнь» в качестве склада.
Храм сильно пострадал во время последней войны. На его штукатурке кое-где даже сохранились следы от пуль. Сегодня здание выглядит заброшенным. С него давно сбили кресты, рухнули своды, местами провалился пол. От великолепного иконостаса и росписей ничего не сохранилось. Кое-где, правда, уцелели пышные, насыщенные декором капители полуколонн коринфского ордера некогда роскошного барочного убранства.
Расположенное рядом здание бывшего доминиканского монастыря еще в 1930-х годах было перестроено под машинно-тракторную мастерскую и использовалось как гараж. Об этом свидетельствует эмблема на центральном фасаде «БССР 1937 МТМ». Мастерская действовала до конца 80-х годов прошлого века. Некогда здесь даже просматривался вход в подземелья.
Остатки доминиканского комплекса внесены в список объектов историко-культурного наследия Беларуси. Когда-то даже вынашивались планы по восстановлению костела и монастыря, но дальше намерений дело не двинулось. Сейчас монастырское здание находится в ужасающем состоянии.
Хуже того, несколько лет назад, несмотря на охранный статус объекта, руководство сельскохозяйственного предприятия «Смоляны» и местный сельсовет попытались снести ветхую постройку за ненадобностью. Произвол удалось остановить благодаря заступничеству местных краеведов и общественности. Но, увы, было поздно. От бывшего монастыря уцелела лишь незначительная часть.
Церковь Св. Алексея — памятник вандализму
В ХХ веке в годы воинствующего атеизма пострадали все культовые постройки местечка. Была закрыта и каменная церковь Святого Алексея, расположившаяся на холме за речкой Дерновкой недалеко от центральной площади.
Храм был построен в 1864 году и назван в честь хозяина местечка, пожертвовавшего на его строительство значительную сумму денег. Возводилось здание по типовому проекту в так называемом псевдорусском стиле, утвержденном в середине позапрошлого века Священным Синодом — администрацией православной церкви. Аналогичные постройки в XIX веке массово строились по всей Беларуси. В народе такие церкви называли «муравьевками» от фамилии виленского генерал-губернатора Михаила Муравьева, который подавил восстание 1863 года, прославился жестокостью и насаждением российской культуры и православия на землях бывшей Речи Посполитой.
Известно, что церковь строилась из кирпича, который продавался после разбора старинного замка «Белый Ковель», расположенного в Смолянах. Сегодня постройка разрушается и имеет жалкий вид. Так что ее вполне можно назвать памятником вандализму. От дождя и непогоды церковь едва спасает уцелевшая местами крыша. Летом местные здесь сушат сено.
Рядом с церковью сохранилась часовня-усыпальница. В ней, по мнению историков, захоронены члены семьи одного из владельцев Смолян — Семеновых, тех самых, кто уничтожал замок. Его гробница тоже разграблена.
Спасо-Преображенская церковь или винзавод
Деревянная Спасо-Преображенская церковь — единственная уцелевшая культовая постройка в Смолянах. Ее возвели приблизительно в 1710 году и обновили спустя сто лет. Это одна из немногих деревянных церквей, где помимо основного (верхнего) храма имеется еще и нижний (криптовый).
Удивительно, как строение сохранилось до нашего времени. В 1930-х церковь была закрыта. Колхоз «Новая жизнь» устроил здесь винный завод. Такой вот парадокс: храм, служивший когда-то спасению людских душ, стал служить их растлению. В 1990-х годах церковь вернули верующим. Ее обновили, подкрасили, отреставрировали. Сегодня здесь можно полюбоваться оригинальными старинными росписями. В храме хранится несколько икон конца XVIII – начала ХIХ веков. Правда, попасть в святилище удается не всегда. Богослужения здесь проводит священник, приезжающий из Орши.
Руины замка «Белый Ковель»
Недалеко сквозь листву деревьев просматривается главная достопримечательность Смолян — замок ХVII века. Вернее то, что от него осталось — двадцатиметровая пятиярусная башня.
Это единственное укрепление в Витебской области, дошедшее до наших дней. И единственный замок, который имел имя собственное. Современники называли его «Белый Ковель» или «Малый Ковель» в честь белых стен и расположенного на Украине города Ковель, откуда был родом его основатель и владелец князь Семен Андреевич Сангушко.
Есть версия, что в определенное время Смоляны стали убежищем бежавшего из Московии князя Андрея Курбского. Но убоявшись мести невзлюбившего его московского царя Ивана Грозного, Курбский предпочел перебраться подальше на запад. Он поменял расположенное близ границ с Московским княжеством местечко на владение князя Семена Сангушко – волынский город Ковель. Сангушко же перебрался в Смоляны.
Сангушки-Ковельские (от Ковеля) были крупнейшими землевладельцами в тогдашней Литве. Их имя упоминалось в ряду таких известных светил политического небосклона Великого княжества Литовского, как Сапеги, Радзивиллы, Ходкевичи. Одни исследователи считали, что род Сангушек восходил к сыну великого князя Гедимина – Любарту, другие — Фёдора Ольгердовича. Сами представители рода путались в показаниях, называя себя то Любартовичами-Сангушко, то Ольгердовичами-Сангушко.
Князь Семен Сангушко слыл высокообразованным магнатом, владел огромной библиотекой. Кроме того, был известным государственным деятелем: шесть лет служил маршалком оршанским, а в 1626 году был назначен на почетную и ответственную должность витебского воеводы. В том же году Семен построил «великим коштом замок и полац под Смольянами».
Строение возводилось в духе веяний тогдашней Европы, где усадьбы богатых магнатов соединяли в себе репрезентативные и оборонительные функции. «Белый Ковель» очень походил на замки в Голландии. Как и положено оборонительному сооружению, по периметру его окружал ров с водой из речки Дерновка. По углам размещались бастионы. Строение было сложено из крупного кирпича и небольших камней. Толщина стен достигала 120-170 см. Под замком находились обширные подвальные помещения с несколькими тайными подземными ходами, ведущими далеко за территорию комплекса. Он считался одним из крупнейших дворцово-замковых ансамблей на территории ВКЛ в XVII веке. По своим размерам «Белый Ковель» значительно превосходил частновладельческий Мирский замок.
Но это была, скорее, пышная княжеская резиденция, нежели суровое оборонительное сооружение. Внутренние корпуса Смолянского замка были трехэтажными. На каждом углу стояли угловые башни, которые к тому времени выполняли уже роль жилых помещений, о чем свидетельствовали большие оконные проемы. В самом замке жила только княжеская семья и приближенные.
Замок украшала богатейшая лепнина, подчеркнутая идеальной гладкостью стен. Великосветский характер строению придавали огромные оконные проемы с богатым декором на наличниках в стиле голландского ренессанса. Интерьеры залов обогащало множество глубоких ниш в стенах и красивые камины в изразцах с государственным гербом «Погоня», он же считался и родовым гербом Сангушек. Витые и маршевые лестницы соединяли этажи. Известно, что на склоне лет хозяин дворца приказал закрасить светлые и жизнерадостные фрески в покоях и расписать залы картинами на религиозные темы, в основном, на темы смерти и забытья.
Некогда перед замком находился пруд с мостом и перилами. За прудом располагались хозяйственные постройки и жилые помещения для челяди. От моста начиналась дорога — улица, ведущая к центральной площади Смолян, где находилась деревянная ратуша и торговые ряды. Сегодня всю роскошь внешнего и внутреннего убранства представить сложно. Жизнь замка была яркой, но недолгой.
«Белый Ковель» находился вблизи от границы с Московией, поэтому в годы лихолетья он принимал на себя главные удары со стороны врагов Великого княжества Литовского. Особенно пострадал он в годы опустошительной войны 1654-1667 годов с Московией. Во время Северной войны его частично взорвали отступавшие войска Петра I, дабы не оставлять его наступавшей шведской армии. После этого Сангушки перенесли свою резиденцию в Гродно, а «Белый Ковель» начал приходить в запустение. Если сравнить картины Юзефа Пешки конца XVIII века и Наполеона Орды конца XIX века, запечатлевших «Белый Ковель», видно, насколько сильно замок пострадал за прошедшие сто лет.
Колоссальный ущерб постройке нанес колежский асессор Василий Семенов, в чье владение замок перешел после восстания 1830-1831 годов, когда российские власти конфисковали замок у Сангушек. Семенов начал продавать его «на кирпич» местным дельцам. Газета «Могилевские губернские ведомости» в 1902 году писала, что в 1860 году Семенов «... продавал стены на слом... не уцелела бы и башня, если б Смольяны не перешли к Титову. Новый хозяин не только не разрешил разрушать башню, но даже постарался укрепить ее».
Статский советник, инженер Валерьян Андреевич Титов стал собственником Смолян в 1860-1870 годах. Он был хорошо образован и понимал ценность уцелевших остатков замка Сангушек. Он не только прекратил варварскую разборку исторического здания, но и за свой счет провел консервацию, а также укрепил контрфорсами его основание. Именно благодаря Титову сохранились до наших дней руины комплекса, вернее, та самая пятиярусная башня.
Выход из башни некогда вел во внутренний двор замка. На ее стенах чудом уцелели детали декора, которые лишь напоминают о былой роскоши: в скульптурной рамке когда-то был изображен герб князей Сангушек, а ее основной элемент – крест – сразу бросается в глаза. Крест этот необычной формы — его концы закруглены. Скорее всего, он сделан в подражание голландским зодчим. Набожные люди приписали бы сохранение башни именно этому кресту.
В башне также сохранились фрагменты интерьера: следы витой лестницы, ведшей по внутреннему периметру башни, большое количество ниш разного размера, арочный переход из главного корпуса в башню, детали каминов.
Усадьба Титовых с хозпостройками
Видимо, Смоляны очень приглянулись Титову, поэтому он решил разбить здесь парк и построить усадьбу с различными хозяйственными постройками. Оригинальная деревянная усадьба с богато украшенными фасадами, франтонами и слуховыми окнами на крыше являлась украшением Смолян вплоть до 1940-х годов. Во время войны усадьба частично сгорела, а на ее каменном цокольном этаже было возведено современное здание. Уцелели лишь некоторые декоративные элементы крыши. Сохранились и сложенные из кирпича хозяйственные постройки, среди которых кузня, дома для рабочих и другие.
Деревянная мельница
Уцелела в Смолянах и деревянная мельница. Предположительно, ее построили в начале ХХ века. Она уже много лет стоит заброшенной, без дверей и окон. Зато в ней сохранилось оборудование, на котором зерно когда-то перемалывали в муку.
Могила Томаша Зана
Еще одно место, которое обязательно стоит посетить в Смолянах — могила польского поэта-романтика Томаша Зана на старом католическом кладбище. Томаш Зан родился в 1796 году в маентке Мясота Вилейского повета. Он окончил Минскую гимназию и Виленский университет и наряду с Адамом Мицкевичем был одним из организаторов и руководителей тайных, революционно настроенных студенческих товариществ филоматов и филаретов. Зан сыграл значительную роль в развитии нового литературного направления — так называемого революционного романтизма. Литературную деятельность поэт-романтик начал в 1817 году. Писал баллады, стихи, комедии. К сожалению, ни одно из его произведений не сохранилось.
В 1823 году Томаш Зан был арестован российским властями и выслан в Оренбург. В 1841 году по возвращении в Беларусь он приобрел фольварок Кохачин близ Орши. Здесь он собирал минералы, изучал флору, интересовался белорусским фольклором. Здесь и умер. Его похоронили на кладбище в Смолянах.
В 1850-60 годы на могиле поэта была установлена мемориальная плита. Рядом похоронены его жена и сын. На их могилах – такие же памятники. Известность это место приобрело благодаря рисунку известного белорусского художника, литератора и музыканта Наполеона Орды, сделанному в 1877 году в Смолянах. Рисунок так и называется «Могила Томаша Зана».
Подземные ходы и легенда про королеву
Как и у всякого исторического места, у Смольян есть свои легенды. Местные жители любят рассказывать про легендарные подземные ходы, якобы связывающие замок с Кутеинским монастырем в Орше (это более 25 км). Согласно стародавней легенде, один подземный ход вел и в деревянную Спасо-Преображенскую церковь. Якобы, по нему можно было проехать на тройке лошадей. Но это тайна, покрытая мраком. Окутаны тайной и предания о подземных церквях замка. Зато точно известно про подземные ходы на территории доминиканского комплекса. Их следы и по сей день можно обнаружить в провалах костела и монастыря.
Существует и легенда о жене короля и великого князя Сигизмунда I Старого королеве Боне Сфорце , владевшей местечком Смоляны в ХVI веке. Люди сказывают, что темными осенними вечерами, когда туман от речки Дерновки застилает подножие замка, а верх башни возвышается над белой пеленой, откуда-то из-под земли доносится музыка. В окнах башни в призрачном едва теплящемся свете возникает силуэт женщины. Говорят, что это и есть Бона. Впрочем, это откровенная сказка, ибо королева фактически могла здесь бывать значительно раньше, чем был построен замок-дворец.