Таможня предложила облагать пошлиной любые, даже копеечные, покупки в зарубежных интернет-магазинах — чтобы в бюджет потекли миллиарды
Федеральная таможенная служба предложила Минфину ввести новую пошлину — на любые покупки в зарубежных интернет-магазинах.
На данный момент платить пошлину надо только в том случае, если покупка стоит дороже 1000 евро и весит больше 31 килограмма. Пошлина внушительная — 30 процентов от стоимости покупки, и не менее 4 евро на каждый купленный килограмм.
Чиновники по секрету рассказали журналистам «Ведомостей», что ожидают от новой пошлины прибавки к бюджету в размере 25 млрд рублей в год. Бонус — российская интернет-торговля расправит плечи, как только представители загнивающего запада и гиперактивного востока загрустят.
Фактически, все копеечные приспособки для кухни, игрушки, спиннеры и прочий шоппинг для души, приравнивают к коммерческому товарообороту.
По некоторым данным, ФТС предлагает ввести для физлиц единую ставку налога в размере 20% от стоимости любой покупки. Казалось бы, и шут с ним — за одну-то российскую десяточку нет смысла переживать. Да даже и за две. Но, как говаривали коробейники в пригородных электричках, и это еще не все. Нынешняя технология взимания пошлин такова, что процесс оформления международных посылок, посылочек и пакетов встанет колом прямо на таможне, придумавшей, где взять плюс 25 миллиардов для бюджета.
Можно, конечно, организовать дело так, чтобы пошлина списывалась с покупателя прямо в момент покупки. Но отладить и запустить такой механизм — отдельная большая работа.
К чему это все приведет? Во избежание лишних хлопот, покупать на «Алиэкспресс» мы станем меньше и реже. Зато пышным цветом расцветет бизнес перекупщиков, которые заказывают небольшие партии каких-нибудь популярных штуковин, вроде детских умных часов, фитнес-трекеров или дешевых смартфонов, и перепродают из через «Вконтаке» и «Инстаграм» с наценкой. «Чес» продлится недолго, год, от силы два, пока российский потребитель отойдет от шока и обиды, а крупные интернет-магазины обзаведутся складами на территории России. Товары будут доставляться быстрее, а цены вырастут значительно — конечный покупатель все равно заплатит за все.
Федеральная таможенная служба уже давно присматривается к заграничным интернет-торговцам. С декабря 2017 года ФТС изменила требования к оформлению доставки посылок с покупками из-за рубежа покупателя обязали указывать личный ИНН и ссылки на купленные товары. Так служба намеревалась упорядочить контроль за обеими сторонами сделки.
А Роспотребнадзор предложил создать к 2019 году единый реестр российских и иностранных интернет-магазинов. Для благородной цели борьбы с теневой торговлей.
Между тем, еще в 2016 году президент Владимир Путин пожелал, чтобы в России появилась собственная версия китайской компании Alibaba. Прошло два года. Сбербанк вместе с «Яндекс-Маркетом», ВТБ в партнерстве с «Почтой России» и сетью магазинов «Магнит», а также Газпромбанк с Mail.ru и «Мегафоном» подготовили к запуску каждый по собственной версии отечественного интернет-гипермаркета. Но время, очевидно, работает против них. Пока эти площадки копируют выигрышные стратегии Alibaba и Amazon, сами зарубежные гиганты уже придумывают и внедряют что-то новое. В 2017 году оборот российского рынка онлайн-ретейла составил 1 трлн рублей, при общем обороте розницы в 29,8 трлн рублей. Через пять лет показатели интернет-торговли достигнут двух триллионов. Видимо, российские торговые площадки рассчитывают поделить этот пирог между собой.
Между тем, AliExpress играет на опережение — не дожидаясь проблем с доставкой на фоне введения пошлин, ретейлер запускает услугу выдачи посылок в специальных пунктах в 100 российских городах.