О трудолюбии и гостеприимстве карела писал в 1928 году и А. А. Иванов, подчеркивая, что карел необычайно честен:
«Во время своих странствований по Карелии (и в последний год перед войной, и даже в эпоху гражданской войны) нам постоянно приходилось сталкиваться с исключительной честностью карел и с их хлебосольством. Так, зачастую на какой-нибудь глухой тропинке мы находили «примету» – свежую засечку на вековой сосне, а где-нибудь поблизости от нее на ветке утерянную путником вещь. И в тех селениях, которые лежали дальше, нас спрашивали: «Не ваша ли потеря?» С чувством незабываемой благодарности вспоминаем мы так же, как в разгар гражданской войны (март 1920 г.), когда тяготы фронта легли и на Повенецкую Карелию, нас, – случайных путников, стороной объезжавших большие дороги, – кормили свежей налимьей ухой, и отводили лучшее место для сна…».
– Карелы… Чем они отличаются? Вы знаете, это чистоплотный народ, – рассказывает Валентина Михайловна Кондратьева, приехавшая в 1950-х годах жить в карельское Маслозеро. – У них уж у каждого баня, это уж как закон. У них зайдешь в дом: печечка беленькая, все было сделано. Полы были некрашеные, так ведь ножами выскребали. Каждую субботу выскребали, чтобы пол был белым. И половички всегда постелют чистенькие. От самого порога на улице чистота в доме…
Большое значение карелы придавали бане, вечером они в нее не ходили, разговаривали в ней очень тихо, а для лечения от болезней топили ее тайно и только поваленными ураганом или молнией деревьями.
Заговор такой поется,
Говорят слова такие,
Если час придет тяжелый,
Жизнь нелегкая настанет?
В баню тут идут украдкой;
Пар, ударь, дохни, горячий,
Через камень раскаленный,
Через мох меж бревен бани.
Боль неведома каменьям,
Бревнам муки незнакомы!
Тут и злу убраться время,
Прочь убраться лихоманке.
Уходи скорее, лихо,
Веника беги, хвороба…
( Заговор в бане )
Из источника 1880 года: «Дом свой карел держит в чистоте. Каждую субботу и перед каждым праздником как изба, так и сени, а у кого есть горница, то и последняя тщательно моются и каждый день чисто метутся, а три раза в год – пред Рождеством, Пасхой и перед годовыми деревенскими праздниками – моют весь дом большим мытьем, т.е. моются не только полы, но и стены и потолки… Вместе с чистотой в карельском доме господствует во всем порядок. Все уложено и прибрано, как следует на своем месте. Ненужного, лишнего хлама и беспорядка в вещах карел не терпит…».
«Особенностью карельских, как, впрочем, и всех северных изб, была исключительная чистота, – отмечает Р. Никольская в очерке «Карелы». – Дважды в год (обычно на пасху и крещение) устраивали большую уборку. Каждую субботу мыли полы (некрашеные), столы, лавки, обтирали стены, воронцы, полки. Особенно тщательно мыли порог в избу. По его чистоте сваты судили о чистоплотности будущей хозяйки. С порогом у карел вообще связано много поверий, может быть, потому карел никогда не наступит на него ногой, а всегда перешагнет».
(отрывок )
С.Кошкина ("Маслозеро")