Найти в Дзене

Как справиться со сценическим страхом? (лонгрид)

Оглавление

Наверное, с этой проблемой каждый, кто выступает, сталкивался хотя бы раз в своей жизни. Предлагаю вам свой вольный перевод двух статей на эту тему: первую написал гитарист Том Хесс (Tom Hess), а вторую — клавишник Алекс Старополи (Alex Staropoli). Оба музыканта из металл-группы Rhapsody of Fire и имеют за плечами солидный профессиональный опыт. Даже если вы не имеете отношения к музыке, вам пригодятся эти советы, когда нужно будет, например, прочитать лекцию или провести вебинар.

Статья 1.

(Оригинал взят отсюда.)

Играете ли вы перед десятками тысяч людей каждый вечер в рамках вашего мирового турне, или перед двадцатью зрителями на заднем дворе во время вечеринки барбекю, большинство тревог, которые испытывают музыканты, когда играют живьём, одинаковы. Почти в каждом случае недоброжелательный тонкий голосок в вашей голове сосредотачивается на страхе (страхе неприятия, сомнениях в себе и прочем). Мы все испытывали страх или нервозность в какой-то степени, когда играли живьём. Возможно, вы чувствовали страх провала, ошибок, боялись, что зрители подумают о вас, вашей музыке или группе.

Вы когда-нибудь задавали себе вопросы типа:
“Что, если я ошибусь?”
“Достаточно ли я хорош, чтоб играть на сцене?”
“Что, если людям не понравится группа, музыка или я?”
“Неужели это шоу станет катастрофой?”

Фото: https://www.flickr.com/photos/andresthor/3810596963/
Фото: https://www.flickr.com/photos/andresthor/3810596963/

Вот кое-что, о чём стоит подумать перед вашим следующим выступлением (определённо, это работает, особенно, если решите применить всё сразу).

Не слишком давите на себя с целью выступить на очень высоком уровне. Время, когда нужно испытывать давление, — когда вы занимаетесь дома или на репетициях со своей группой. Концерт не предназначен для того, чтоб подвергаться лишнему стрессу. Да, вам надо сконцентрироваться на том, что вы делаете, но получайте удовольствие. Если вы не дадите себе получить удовольствие во время живого выступления, когда же вы позволите себе насладиться музыкой?

Как профессиональный музыкант, я испытываю давление от постоянной необходимости выступать на мировом уровне больше, чем раньше. Я выступаю лучше, когда концентрируюсь на получении удовольствия и воплощении моей мечты, а не когда беспокоюсь о том, чтоб не ошибиться.

Если я играю за вечер 30 тысяч нот, из которых 3 были несовершенны, это значит, что я отыграл правильно 99,99% всех нот. Не будет никакого толка, если я начну беспокоиться о 0,01% ошибок, которые допустил на сцене. Если мне нужно что-то потом отработать, чтобы быть уверенным, что в следующий раз я не допущу тех же ошибок, я займусь этим на следующий день, когда буду репетировать, а не находясь на сцене во время выступления. Возможно, вы тоже играете несколько тысяч нот за концерт (может, и больше). Будьте счастливы и зачтите себе отыгранные 97%, 98%, 99% или 99,999999% правильных нот. Не позволяйте своему желанию совершенства наносить вам ущерб, когда в реальности никто из нас не может быть всегда идеальным. Если бы вы сдавали экзамен в университете и ответили бы на 99% вопросов правильно, вы бы были собой весьма довольны, ведь так? Поздравляю, вы только что получили «5»! Радуйтесь этому, пока вы на сцене. Позже, когда вы пойдёте домой, вы сможете отработать оставшийся 1%.

Помните, когда выступаете перед 20 или 20000 зрителей, что каждый из них вам завидует. Почти каждый из них хотел бы оказаться одним из тех, кто играет на сцене, и обладать вашим талантом. Даже если им не нравится ваша музыка, они, как минимум, завидуют тому, что вы на сцене. Итак, в следующий раз когда вы будете ощущать нервозность на сцене, напомните себе, что люди в толпе — «в толпе», и только вы (и ваши коллеги) — «на сцене»… живёте мечтой в этот момент. Вспомните о том, как вы начали играть на гитаре. Помните, как вы думали, что должно быть круто стоять на сцене и играть перед людьми, которые пришли послушать и посмотреть на вас? Вспомните, как вам сильно этого хотелось, когда вы начинали. Когда идёте на сцену, напомните себе, как далеко вы продвинулись в своём мастерстве. Сейчас вы можете делать то, что вам всегда хотелось. На самом деле, масштаб концертов не имеет значения. Важно то, чего вы достигли. Вы играете на сцене, а большинство только мечтает об этом. Теперь вы, наконец, этого добились! Радуйтесь этому и не разрушайте возбуждение и удовольствие этого опыта страхом допустить ошибку или две.

Фото: https://www.flickr.com/photos/pipnopip/5983866785/
Фото: https://www.flickr.com/photos/pipnopip/5983866785/

В конце концов, это всё касается музыки. Не вас и не меня. Как музыканты, мы — настоящие инструменты, из которых струится музыка. Инструменты, на которых мы играем, — всего лишь наше продолжение. Когда вы играете для других, вы отдаёте. Когда в последний раз вы чувствовали себя нервно или испуганно, делая что-то хорошее для кого-то другого? Если вы придерживаете дверь старушке, вам страшно, или вы нервничаете? Когда вы жертвуете деньги на благотворительность, вы боитесь или сомневаетесь в самом себе? Когда вы жертвуете своим временем для того, кому нужна помощь, вы нервничаете из-за этого? Играть на сцене — то же самое. Не думайте о себе как об участнике Олимпиады, который должен выступить идеально, чтобы получить золотую медаль. Не думайте, что вы разочаруете всё человечество, если ошибётесь, или если людям не понравится ваш концерт. Если вы будете думать о своём выступлении как об акте дарения, вы не будете нервничать или бояться — страх сцены улетучится.

Когда вы выступаете, вы создаёте впечатления людей, которые вас слушают. Кому-то это может понравиться, а кому-то — нет. Это их выбор и предпочтение, и, даже если вы играете идеально, не все полюбят то, что вы делаете. Это естественно. В любом случае, вы отдадите часть себя. Вы пришли поделиться тем, что делаете, с аудиторией. Радуйтесь этому, поскольку, когда вам хорошо, шансы сделать ошибку во время выступления уменьшаются.

Если вы ничего не вынесли из этой статьи, по крайней мере, помните, что лучшее противоядие от сценического страха — сменить установку с «впечатлить других» на «одарить других».


Статья 2.

(Оригинал взят отсюда.)

Даже самые успешные и известные рок-группы испытывают возбуждение и некоторое волнение перед концертом. Нервозность перед выступлением достаточно широко распространённая проблема среди всех музыкантов. Справьтесь с ней и направьте энергию на что-то позитивное, и ваше живое выступление, вероятно, пройдёт хорошо. Но если вы позволите ей управлять вами, то, конечно, вы наделаете ошибок и пропустите шикарную возможность повеселиться и поделиться вашей классной музыкой со своей аудиторией.

Том Хесс написал очень полезную статью о том, как справиться со сценическим страхом для гитаристов [прим.: см. выше]. Предлагаю вам прочитать её, т.к. я не буду повторять те же идеи и не хочу, чтоб вы пропустили советы, которые он даёт.

Медитация:
Я всегда увлекался медитацией и техниками релаксации, так что, если действительно нужно, я всегда могу успокоиться за несколько минут. Вряд ли хорошим медитационным техникам можно научиться быстро. Как и для других вещей в жизни, вам нужно будет провести какое-то время, чтоб научиться делать это хорошо, но это стоит того. В двух словах, медитация заключается в медленном и глубоком дыхании, освобождении вашего разума от всех мыслей. Как только вы этого достигнете, вы почувствуете себя более расслабленно и будете готовы столкнуться с проблемами, сохраняя позитивный и конструктивный настрой. Во время шоу всякое может случиться, но когда я бросаю взгляд и слышу, как толпа сходит с ума по группе и хочет повеселиться… — это мощная инъекция энергии, которая превращает большую проблему в маленькую.

Рисунок: https://www.flickr.com/photos/blissfulsai/3519549938/
Рисунок: https://www.flickr.com/photos/blissfulsai/3519549938/

Корни и причины:
Каждый раз, как почувствуете нервозность перед выступлением, вспомните, почему вы захотели стать музыкантом в первую очередь, и сконцентрируйте свои мысли (перед медитацией) на причинах, по которым вы собираетесь сыграть этот концерт. Не для того, чтоб вам заплатили, не для того, чтоб быть на сцене идеальным или крутым, и не для того, чтоб впечатлить других. Вы начали играть музыку потому, что вам нравилось, как ваша любимая музыка заставляет вас себя чувствовать. Теперь ваша очередь сделать так, чтоб другие почувствовали себя так же. Вы сделаете это не будучи идеальным или избегая ошибок, а просто будучи музыкантом… самим собой.

Добавлю, что мне помогает чувствовать себя уверенной качественная отработка материала, который я собираюсь представить. Когда каждая музыкальная фраза отрепетирована и доведена до автоматизма, даже внезапно возникшее волнение не может сбить с толку пальцы (если я играю) или голос (если я пою). Ещё я стараюсь избавляться от мыслей о том, оправдаю ли я ожидания зрителей или свои собственные, концентрируясь на самой музыке, поскольку давление ожиданий для меня самое опасное — именно из-за него я обычно и ошибаюсь.