Мне повезло с родителями моих учеников.
Многие из них очень интересные и адекватные люди, с которыми приятно общаться и обогащаться знаниями о том, как учились они или их дети.
О чем еще поговорить с учительницей своего ребенка? Конечно же о школе! О школьных проблемах, родительских переживаниях и надеждах.
Один мой ученик уехал с родителями в Америку. Почти год проучился там. Когда мама пришла ко мне на личную встречу, то я попросила поделиться впечатлениями об американской школе.
«Ну, там вообще они ничему не учат по сравнению с нашей школой»,- начала свой рассказ мама ученика.
Я злорадно улыбнулась! Ну, конечно мы- лучшие! Куда там Америке до нашего самого образованного образования!
Итак, рассказ мамы моего ученика о том, как организовано обучение в американской школе и мой о том, как у нас.
В Америке.
У них нет четкого расписания уроков. Одно занятие перетекает в другое, когда учитель посчитает нужным. И всего две перемены. Одна 15 минут, другая час, когда они кушают и отдыхают. Дети выходят во двор и там играют на свежем воздухе.
Дети не устают по словам мамы ученика. Они каждые полчаса меняют вид деятельности. То они сидят за партами, как в русской школе, и пишут, то они лежат на ковре и слушают, потом они двигают парты и работают группами, могут вообще на улицу уйти и там что-то изучать.
У них много всяких опытов, лабораторных работ, проектов. Например, вырастить растение или червяка.
Домашних заданий не много. В основном написать сочинение или что-то по проекту. Детей не перегружают сложными заданиями.
Основная проблема была у моего ученика- это английский язык, так как ребенок его вообще не знал. Для таких детей в школе отдельная программа и отдельный учитель. За три месяца изучения языка с нуля в школе мальчик достиг таких успехов, что его перевели в основную группу по изучению языка, туда, где английский изучают американские дети.
А самое главное у них нет отметок.
Мальчику 10 лет.
У нас.
Четкое расписание. И куча перемен.
За 10 минут, отсидев 45 минут за партой, дети успевают побегать, разбить нос себе и соседу, подложить записку с матерными словами подруге в портфель или стырить шоколадку у одноклассника.
При этом они забывают подготовиться к следующему уроку, сходить в туалет и вымыть после этого руки, повторить домашку или списать то, что дома не сделали.
Причем сходят с ума все: и всегда буйные дети, и всегда тихие. Бывают и спокойные перемены: общаются, картинки в книгах, которые я притащила из дома, рассматривают, раскрашивают, рисуют, в шахматы играют или в настольные игры. От игр с удовольствием избавился мой сын, освободив полки в своей комнате для коробок от запчастей компьютера, которые, по его мнению, теперь украшают его комнату.
От чего зависит степень безумства детей на перемене? Я уже верю в магнитные бури и вспышки на Солнце. И в то, что после 45 минут упражнений по русскому хочется выйти в коридор, упасть на пол, кричать и кататься по полу, сбивая с ног тех, кто с воплями мчится по коридору.
Кушаем мы два раза в день с перерывом в 4 часа. Завтрак официально 10 минут. За это время мы должны, закончив урок четко со звонком (что очень сложно), выйти из класса, дойти до столовой, вымыть тридцати ученикам руки, построиться, взять себе порцию, ПОЕСТЬ НАКОНЕЦ-ТО, выйти, построиться, дойти до класса из столовой и подготовиться к следующему уроку.
Как Вы думаете, сколько минут и секунд из 10 положенных дети завтракают?
С обедом еще круче. Просто теряю свой урок, чтобы спокойно минут 20 дать детям спокойно поесть.
Большие перемены тоже есть. 25 минут. Пообедать в столовой в это время нельзя, она забита старшеклассниками. Выйти на улицу? В нашем климате дети должны одеться и поменять обувь. Это минимум 7 минут осенью или весной и 10 минут зимой. Одеться и раздеться зимой- это 20 минут. Перемена 25.
Где логика? Что остается делать?
Остается 25 минут бегать по коридору. Пыталась я на перемене организовывать подвижные игры. Играют со мною, но минут 5. Потом рассыпаются по своим двойкам, тройкам или в одиночку и играют во что хотят, а не в то, что предлагает учитель, который уже на уроке достал со своей организацией.
Смена видов деятельности. А как же!
Читаем, пишем, решаем, рисуем, согласно расписанию. Но все за партой в одном положении. Физкультминутки- это замечательно. Но это минутки по сравнению с часами сидения.
Мы работаем на результат, на отметку. Бывают уроки, на которых все 45 минут выполняешь с классом одно и то же задание для того, чтобы дошло, если не до всех, то хотя бы до многих, и количество двоек на контрольной через несколько дней не зашкаливало.
Домашние задания? О! это вообще необъяснимый феномен. Одни родители приходят и говорят: «Что Вы так мало задаете? Мой переделает все за 15 минут, а потом с ума сходит. Я не знаю, чем его занять! Задавайте больше!» Другой родитель с разъяренными глазами врывается в класс и возмущается: «У нас в семье нет никакой жизни из-за Ваших домашних заданий. Мы всей семьей их делаем до 12 ночи. Зачем так много задаете?»
Лабораторные работы, проекты, опыты? Есть, но катастрофически мало. Хотелось бы больше уделять им внимания, ели бы не надо было гнаться за показателями успеваемости класса.
А самое главное у нас- это отметка!