Вот спросите, почему это я вылез в Консепьсьоне и, сдав рюкзак в кастодию, сел на 56-й городской автобус и трясся в нем час? На разваливающемся автобусе, который несется по шоссе в окружении машин с дровами?
А все потому, что на автобусе нарисованы два якоря и написано - "Басе Наваль" . То есть военно-морская база. А на базе - такой вот монстр стоит...
Я подошел к бюро пропусков и спросил, как попасть на "Уаскар" и где приобрести билет. В окошке возникло некоторое замешательство, и меня спросили, откуда я? Из России. Можно только чилийцам? Нет, просто иностранцы тут редкость, обычно приходят люди из Консепьсьона, да экскурсии из Сантьяго. Появились чилийские военные. Вы правда из России? Ну да.
После непродолжительного совещания билет мне продали, и в сопровождении чилийских военных двинулся на территорию базы чилийского Военно-морского флота Талькована.
Мне рассказали, что я - первый русский на их памяти здесь, объяснили, где и в какую сторону можно и нельзя фотографировать (гм, я же на территории чилийской военной базы!!!!), мы покурили, они меня угостили чилийскими сигаретами, я им подарил пачку Явы. В целом ребята были приветливые.
На кораблик попадаешь при помощи паромчика, который тянут двое моряков. Кораблик ухоженный.
Собственно, о кораблике - в целом всем все известно, сделаю маленькую выжимку.
«Уа́скар» (исп. «El Huáscar», англ. «Huascar», в русскоязычных источниках также встречаются названия «Хуаскар» и «Гуаскар») — монитор (броненосец) перуанских, а в дальнейшем — чилийских ВМС.
Принимал участие во всех основных морских сражениях второй половины XIX века на Тихом океане. Непосредственные действия монитора оказали влияние на политическую и военную ситуацию в нескольких южноамериканских странах.
Известен также тем, что против него впервые в мировой истории было применено торпедное оружие, а также своим успешным морским тараном в боевых условиях. Монитор «Уаскар» представлял собой хорошо бронированный паровой корабль, способный действовать как в прибрежных водах, так и в открытом море. Для 1865 года это был настоящий монстр, на Тихом океане ему не было соперников.
Основное его вооружение составляли два 300-фунтовых (по весу снаряда, 136 кг) орудия Армстронга. Эти 12,5-тонные дульнозарядные пушки были расположены в просторной башне, которую 16 матросов разворачивали на 360 градусов примерно за 15 минут.
Из артиллерии были ещё два 40-фунтовых (18 кг) дульнозарядных орудия Армстронга, стоявших на шканцах, 12-фунтовая пушка (5 кг) и картечница Гатлинга.
Бронированы были борта, палуба и башня.
В дополнение к паровой машине мощностью 1650 л. с. монитор имел паруса.
Спущен на воду 7 октября 1865 года.
Введен в эксплуатацию 8 ноября 1866 года.
В середине 1870-х годов в Перу разразилась гражданская война: бывший министр финансов Николас де Пьерола оспаривал власть у президента Мариано Игнасио Прадо.
Среди последователей Пьерола оказались офицеры «Уаскара» Луис Герман Астете (Luis Germán Astete) и Бернабе Карраско (Bernabe Carrasco), которые вечером 6 мая 1877 года в отсутствие на борту командира корабля увели монитор из порта Кальяо в Чили, намереваясь взять там на борт мятежного экс-министра и вернуться с ним в Перу.
Всего, вместе с командой монитора и присоединившимся к ним 17 матросами со стоявшего в Кальяо учебного корабля «Апуримак» (Apurimac), а также гражданскими лицами, на борту «Уаскара» было 167 человек.
Командование монитором принял Мануэль Карраско.
«Уаскар» не имел на борту достаточно угля для планируемого перехода, и мятежный монитор стал «заимствовать» топливо у попадавшихся по пути пароходов: 10 мая в порту Моллендо была ограблена «Санта Роса», 11 мая в открытом море — «Джон Элдер», 12 мая в порту Писагуа — «Имунцина» и 14 мая в открытом же море — «Коломбиа». Кроме того, на борту «Коломбиа» мятежники взяли в плен двух полковников правительственных войск.
Все эти корабли принадлежали английской Pacific Navigation Company, которая контролировала значительную часть перевозок вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки. Руководство компании экстренно запросило помощь у командующего Британской Тихоокеанской станцией контр-адмирала де Хорсей, который 16 мая направил телеграфом капитану «Уаскара» требование прекратить действия против английских торговых судов. Копии этой телеграммы раздали на все пароходы Pacific Navigation Company.
Под своим командованием де Хорсей имел новейший фрегат «Шах» и корвет «Аметист».
«Шах» (водоизмещение 6250 т) имел 24 орудия 7" и 9", а также два 16-дюймовых торпедных аппарата (боезапас — 8 торпед Уайтхеда). Штатная численность экипажа, которым командовал кэптэн (капитан) Фредерик Джордж Денхэм Бедфорд, составляла 600 человек.
Деревянный «Аметист» (1970 т) был вооружён 14-тью орудиями и имел экипаж 225 человек.
Кроме того, правительство Перу направило против «Уаскара» эскадру под командованием Хуана Гильермо Мура. В эскадру вошли броненосец «Индепенденсия» (3556 т, 14 орудий), корвет «Уньон» (2016 т, 16 орудий), монитор «Атахуальпа» (2100 т, 2 орудия, из-за низкой скорости и малой мореходности буксировался пароходом «Лимена») и канонерская лодка «Пилкомайо» (600 т, 5 орудий).
22 мая в чилийском порту Кабихо «Уаскар» принял на свой борт Пьеролу. Кроме того, в Чили были заменены по их желанию два английских инженера из состава экипажа монитора на двух французских. Но два машиниста-англичанина согласились продолжить службу при увеличении зарплаты в полтора раза.
28 мая десант с «Уаскара» при поддержке орудий монитора выбил гарнизон из порта Писагуа. Вечером того же дня произошёл бой между подошедшей эскадрой Мура и «Уаскаром».
Маневрируя, почти два часа (до наступления темноты) противники обменивались выстрелами (5 — со стороны «Уаскара», 40 — со стороны «Индепенденсии») с дистанции около мили. Повреждения были минимальны, потери сторон — двое раненых на «Индепенденсии».
29 мая уже англичане обнаружили уходивший в Ило «Уаскар». Имея значительное преимущество в скорости, англичане окружили мятежный монитор около Пунта Колее.
Лейтенант Флота Её Величества Джордж Райнер передал на «Уаскар» ультиматум с требованием сдаться. Превосходство англичан (38 орудий и 825 человек против 5 пушек и 167 человек) было неоспоримым, но перуанцы ответили отказом.
Как только катер Райнера отошёл, Пьерола произнес перед экипажем «Уаскара» речь: "Господа! Расходитесь по постам. Наша революция заканчивается. Теперь мы все перуанцы, которые должны защищать свой флаг!"
Драться против англичан выразили согласие даже пленные полковники.
Бой произошёл около порта Пакоча, в двух милях от берега, при ясной погоде и спокойном море.
Англичане маневрировали, стараясь поразить «Уаскар» со стороны незащищённой бронёй кормы, монитор же старался сблизиться для тарана, одновременно заманивая англичан ближе к скалистому берегу, где из-за большей осадки они могли бы иметь проблемы. Два с половиной часа продолжалось эта баталия, в ходе которой впервые в истории в боевой обстановке была выпущена торпеда. «Шах» произвёл свою торпедную атаку с дистанции 900 ярдов (825 метров), но торпеда была слишком медленная (имела скорость всего лишь в 9 уз.), и «Уаскар» благополучно её избежал. С наступлением темноты сражение закончилось. В ходе боя со стороны кораблей Её Величества было произведено в общей сложности 427 выстрелов, монитор ответил не более десяти раз. Выглядел он страшно: обе мачты, такелаж, шлюпки были сметены, но серьёзных повреждений, угрожающих его плавучести, корабль не имел. Броня «Уаскара» была пробита всего один раз. Погиб один, и было ранено пять человек из экипажа. Ночью Пьерола приказал идти в Икике, где он намеревался уговорить Мура объединиться с «Уаскаром» против англичан. Мур запросил консультации у Лимы, откуда ему передали предложение для Пьерола о сдаче «Уаскара» при сохранении свободы всем находящимся на борту. После этого мятежный «Уаскар» капитулировал.
В 1879 году началась так называемая Селитряная война между Перу и Боливией — с одной стороны, и Чили — с другой стороны за территорию Антофагаста.В ходе неё «Уаскар» под командованием уже контр-адмирала Мигеля Грау в течение шести месяцев терроризировал чилийское побережье, нападая на транспорты и бомбардируя порты.
21 мая 1879 года «Уаскар» вместе с броненосцем «Индепенденсия» осуществлял блокаду порта Икике. В это же время туда направлялся чилийский конвой в составе корвета «Эсмеральда», шхуны «Ковадонга» и транспорта «Ламар» с 2500 солдатами на борту.
В ходе начавшегося сражения «Уаскар» сблизился с «Эсмеральдой» и трижды таранил её. Во время тарана капитан «Эсмеральды» Артуро Прат отдал приказ идти на абордаж, но в шуме боя его услышало только двое матросов, и вскоре эти трое чилийцев погибли в рукопашном бою на палубе «Уаскара».
Чилийский корвет утонул. Всего в этом бою чилийцы потеряли 135 человек погибшими, 62 ранеными против одного погибшего и 7 раненых у перуанцев.
Несмотря на потерю «Эсмеральды» при Икике, 21 мая празднуется в Чили как День морской славы (El Día de las Glorias Navales) — кроме героического поступка Артуро Прата в тот день при попытке протаранить «Ковадонгу» села на риф и была впоследствии сожжена своим экипажем «Индепенденсия».
Чилийцам стало ясно, что пока «Уаскар» действует на их коммуникациях, их наступление на суше обойдется слишком дорого. Поэтому все силы были брошены на охоту за «Уаскаром».
8 октября 1879 года возле Пунта-де-Ангамос (Punta de Angamos) состоялось морское сражение, в котором «Уаскар» противостоял шести чилийским кораблям: в том числе казематным броненосцам «Бланко Энкалада» (Blanco Encalada) и «Альмиранте Кокрейн» (Almirante Cochrane).
В ходе боя снаряд разорвался на мостике «Уаскара», при этом погибли адмирал и ещё несколько перуанских офицеров. «Уаскар» вскоре сдался противнику.
«Уаскар» был отремонтирован чилийцами, и позже, уже в составе чилийского флота, вступил сражение с перуанским монитором «Манко Капак» (Manco Cápac, бывший американский USS Oneota).
В этом бою «Уаскар» снова потерял своего командира — погиб чилийский капитан Мануэль Томсон (Manuel Thomson).
Последней кампанией монитора были его действия под командованием капитана Хосе Мария Санта Крус (José María Santa Cruz) на стороне Конгресса во время Гражданской войны 1891 года в Чили.
Как добраться: из автобусного терминала Terminal Collao Concepcion выйти на улицу Тегуальда и пройти на пересекающую ее ульцу Кольяо. Чуть выше по улице остановка Estadio Collao. Здесь надо сесть на автобус 56 до "Басе наваль", на автобусе - два скрещенных якоря. Ехать до остановки Almirante Villarroel, 30-40 минут в пути.
Пост скопирован из моего ЖЖ gillederais.livejournal.com и частично дополнен