Найти в Дзене

Как защитить дизайн сайта?

Оглавление

Кто может претендовать на защиту?

Разумеется, владелец прав на сайт. Сначала нужно определить, был ли разработан дизайн для сайта вообще или он оформлен генерируемыми шаблонами, которых превеликое множество на всевозможных платформах. Если разработка стиля была и был утвержденный оригинал-макет дизайна, то владелец сайта вполне может заняться вопросами защиты. Естественно, все процессы защиты сайта ведутся при наличии договора, в котором указаны передаваемые владельцу исключительные права на сайт. О договорах с разработчиком у меня была публикация раньше: Разработчик сайта и заказчик: чтобы стороны не обманули друг друга.

Защита дизайна может быть осуществлена с помощью авторского права или патентным способом. В случае реализации авторских прав, защиту мог осуществить дизайнер, как автор стилевого оформления и суть такой защиты заключается в своевременном депонировании макета. Подробнее об этом я рассказывал в публикации: Каждый web-дизайнер должен знать об авторском праве. Сейчас мы рассмотрим защиту патентным способом: регистрация товарного знака и промышленного образца.

Регистрация товарного знака

Этот способ защищает отдельные элементы дизайна, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Например, эмблемы (знаки) — их ошибочно называют логотипами, словесные обозначения (как раз и есть настоящие логотипы) и комбинированные элементы — эмблема плюс текст. Товарный знак регистрируется для определенных категорий товаров или услуг и может защищать сайт даже, если кто-нибудь скопировав дизайн видоизменит изображение. По экспертизе можно попробовать доказать, что скопированное, измененное изображение «сходно до степени смешения» с зарегистрированным товарным знаком. Товарных знаков на сайте может быть несколько — это не только название компании или товара, зарегистрировать в качестве товарного знака можно девиз компании и другой слоган. А, дизайнер может так удачно вписать защищенные объекты в стилевое оформление, что без них дизайн перестает быть оригинальным и смысл копировать его теряется. Грамотные дизайнеры всегда интересуются стилевыми предпочтениями заказчика и наличием у него уже зарегистрированных для бизнеса объектов интеллектуальной собственности. Усилить защиту могут, специально созданные для сайта и переданные владельцу в пользование, шрифты, которые применяются в графических кнопках интерфейса и рекламных блоках.

Также, защитить отдельные участки дизайна и весь целиком можно с помощью регистрации промышленного образца.

Регистрация промышленного образца

На дизайн сайта может быть получен патент о регистрации промышленного образца, с помощью которого можно защитить сайт не только от полного копирования но и от возможных имитаций дизайна.

При составлении заявки на регистрацию в макет включается пространственная организация и структура сайта, расположение блоков и навигационных панелей, а мелкие детали и текстовое наполнение не учитываются.

В качестве промышленного образца можно зарегистрировать даже отдельные области сайта. При рассмотрении заявки на регистрацию проводится экспертиза, которая определяет новизну и оригинальность макета. В случае положительного результата выдается патент о регистрации с указанием правообладателя и автора промышленного образца. Заявку на регистрацию подает правообладатель или автор, если он является правообладателем. Регистрация, естественно, платная, пакет документов подается в Федеральный Институт Промышленной Собственности. Предусмотрена электронная форма подачи .

Заявку можно подать самому, но лучше обратиться к патентному поверенному. Во-первых, многие поверенные бесплатно проводят предварительный поиск в зарегестрированных образцах для определения степени успешности подобной регистрации. Также, повереннный может, в некоторых случаях, сразу определить макеты с низкой различительной способностью и посоветовать доработать дизайн. Во-вторых, экспертиза ФИПС — это достаточно сложная прцедура и требует грамотной подготовки пакета документов, специалист сделает такую работу лучше. Срок проведения экспетизы 6-12 меяцев, так что это не быстрый процесс.

Но, проведя полный комплекс защитных мер владелец сайта может с большей уверенностью влиять на рынке своих товаров или услуг, не опасаясь имитаций и брэндовых подделок. Остается уделить внимание доменному имени, хоть это действие и не является способом защиты дизайна сайта.

Регистрация доменного имени

Доменное имя (адрес сайта) рекомендуют создавать созвучным или полностью совпадающим с зарегистрированным товарным знаком или, хотя бы с фирменным наименованием компании. При определении приоритета доменного имени и товарного знака, чаще выигрывает товарный знак. Например, конкурент может зарегистрировать в качестве товарного знака доменное имя какой-нибудь компании и подать на неё в суд о прекращении использования этого имени.

Также, следует рассмотреть регистрацию доменных имен с распространенными опечатками, чтобы ими не воспользовался конкурент, который может получать часть невнимательной аудитории компании. Здесь защита дизайна поможет сориентироваться посетителю, что он попал на другой сайт, если он уже знал сайт компании, к которой «прирегистрировался» такой конкурент.

Вот, основные моменты защиты дизайна сайта, в будущих публикациях я планирую рассмотреть вопросы защиты контента. И, не нужно забывать ставить на своём сайте знак копирайта © с указанием владельца прав, как уведомление о том, что меры по защите приняты.

автор публикации: Демешин С.В.