Разобравшись с историей лонгборда, стилями катания и видами дек, мы переходим к заключительному этапу нашего повествования - комплектующим для лонгборда. Какие подвески выбрать? Какие колеса будут быстрее набирать скорость, а какие лучше слайдить? Что такое бушинги и для чего нужны пивот капы? Обо всем по порядку.
Подвески (англ. trucks)
И вот мы определились со стилем катания и выбрали деку. Следующий шаг — это выбор подвески. На рынке сейчас присутствует много компаний производителей подвесок для лонгборда, и они предлагают огромный ассортимент подвесок для всех стилей катания и самых разнообразных видов и конструкций.
Чаще всего на лонгбордах встречаются подвески двух типов: традиционные (TKP от англ. traditional kingpin) и реверсивные (RKP от англ. reverse kingpin).
Традиционные подвески используются в скейтборде, слаломе и в небольших круизерах. Их характерная особенность в том, что центральный болт (англ. kingpin) направлен внутрь относительно вешалки подвески (англ. hanger).
Такие подвески более стабильны и имеют более широкий радиус поворота. Но на больших скоростях они более подвержены раскачиванию (воблингу), из-за чего теряется контроль над доской.
У реверсивных подвесок кингпин наоборот направлен наружу относительно вешалки.
Такие подвески намного чаще встречаются на лонгбордах. Они имеют широкий диапазон возможностей по настройке и сочетают хорошую стабильность с отличной маневренностью. Здесь вы можете даже поменять угол наклона подвески. Вы спросите, для чего это нужно? Все очень просто! Угол наклона подвески напрямую влияет на ее стабильность и маневренность при катании. Чем меньше угол, тем выше стабильность, но меньше маневренность и наоборот. Так, например, для даунхилла используются подвески с углом наклона 45 градусов, или даже меньше. А для карвинга наоборот, с углом 50 градусов, или выше.
Ширина вешалки также влияет на эти два показателя: стабильность и маневренность. Она измеряется в дюймах или миллиметрах. Подвески для даунхилла имеют ширину вешалки от 180 мм и больше, а для карвинга – от 120 до 180 мм. Универсальные подвески имеют ширину 150-186мм (9-10 дюймов), а угол наклона 50-52 градуса.
Подвески для лонгборда делятся на два класса:
· Precision trucks (PT)
· Cast trucks (CT)
Precision trucks производят из высококачественных материалов, таких как авиационный алюминий или титан, на специальных ЧПУ станках (от англ. CNC - computer numerical control - числовое программное управление). Такие подвески имеют практически идеальную форму, значительно меньший вес и более тонкую систему настройки. Но существенным их недостатком является высокая цена.
Cast trucks в свою очередь изготавливаются из простого порошкового алюминия более дешевым способом ковки или штамповки. Цена на такие подвески значительно меньше, поэтому они более распространены на рынке лонгбордов.
Практически все лонгборды продаются со стандартным набором подвески и бушингов (англ. bushing) в том числе. Бушинги — это уретановые проставки надетые на кингпин сверху и снизу вешалки. Бушинги имеют различную жёсткость, высоту, диаметр и форму — бочки, конусы, иллюминаторы. И когда регулировки жесткости посредством затягивания и ослабления гайки на центральном болте становится недостаточно, райдеры начинают менять бушинги на своей доске под свой вес и стиль катания.
Практически во всех подвесках имеется пивот кэп (англ. pivot cap) — это пластиковый колпачок, который находится в базе, куда вставляется вешалка.
Пивот кэпы нужны для того, чтобы предотвратить стирание метала об метал во время катания и поворота подвески. Пивот кэпы, в зависимости от производителя, бывают разной ширины. Как правило 8-10 мм. Часто бывает, что со временем появляется скрип при повороте подвески. Эта проблема решается смазыванием или заменой пивот кэпов.
Колеса для лонгборда. (англ. wheels)
Колеса являются очень важной деталью лонгборда. От того, какие колеса вы поставите на лонгборд, будет зависеть то, какие он приобретет характеристики. Существует несколько параметров, по которым колеса отличаются между собой.
Диаметр.
Диаметр колес для лонгборда измеряется в миллиметрах и обычно бывает от 62 до 99 миллиметров. Большие колеса быстрее, они могут набирать бОльшую скорость, но для этого нужно сильнее отталкиваться. Большие колеса проще справляются с мелкими неровностями на асфальте. Маленькие колеса быстрее разгоняются, но большую скорость на них поддерживать довольно сложно. Также они более чувствительны для мелких камней и трещин в асфальте.
· Диаметр 62-69мм: лучше всего подходят для техничного слалома, круизинга и слалома.
· Диаметр 70-80мм: самые распространенные и ходовые размеры колес для лонгборда. Подходят для слалома, фрирайда, круизинга, даунхилла, фристайла и денсинга.
· Диаметр 85-99мм: для даунхила, скоростного спуска и прочих фанатов больших скоростей.
Жесткость.
Все компании, производящие колеса используют одну шкалу измерения жесткости. Варьируется она от 1 до 100 и обозначается буквой А. Чем больше число, тем колеса жестче. Большинство колес для лонгборда попадают в диапазон жесткости 73а-95а. Жесткие колеса едут быстрее, чем мягкие, но мягкие имеют лучшее сцепление с асфальтом и лучше поглощают вибрацию, но быстрее стираются.
· Жесткость 75а-87а: мягкие колеса. Подходят для неровных поверхностей, плитки. Такие колеса обеспечивают отличное сцепление с асфальтом и хорошо гасят вибрацию. Лучше всего подходят для городского катания, круизинга и поездок на большие расстояния.
· Жесткость 88а-95а: колеса средней жесткости. Являются компромиссным решением и золотой серединой между очень мягкими колесами, которые хорошо поглощают неровности и вибрацию, и очень жесткими, которые отлично держат скорость. Являются выбором многих райдеров, подходят для скоростного катания, слайдов и фристайла.
· Жесткость 96а-99а: жесткие колеса. Подходят для даунхилла, техничных слайдов, скейт парков, рамп и пулов. Существенный недостаток в том, что для них нужен практически идеально ровный асфальт.
Форма.
Колеса для лонгборда могут быть с прямоугольными краями и со скругленными. Колеса с прямоугольными краями имеют большое пятно контакта, хорошо держат асфальт и лучше всего подходят для круизинга, карвинга и слалома. Колеса со скругленными краями имеют меньшее контактное пятно и меньшее трение с асфальтом, подходят для даунхила и фрирайда. А также, идеально подходят для слайдов.
Подшипники.
Подшипники — это то, что заставляет колеса вращаться. Как правило, все подшипники оцениваются стандартом ABEC (англ. American Bearing Engineering Committee). Аббревиатура ABEC используется для указания точности изготовления подшипников и чем выше рейтинг АВЕС, тем быстрее и дольше колеса будут вращаться. АВЕС 3 и АВЕС 5 хорошо подходят для фристайла, круизинга, карвинга и фрирайда, а АВЕС 7 обеспечивает максимальную скорость в даунхилле.
На этом мы завершаем наш вводный курс по базовым понятиям в лонгбординге. Надеемся, он оказался полезен для вас и помог разобраться в тонкостях подбора лонгборда. Пишите в комментариях, о чем еще по теме лонгбордов, а может быть и не только, вам хотелось бы узнать. Спасибо за внимание!