Умирающая Земля – поджанр научной фантастики, где действие происходит в далеком будущем (как правило, при наступлении конца жизни на Земле или Конца Времен, когда Вселенная, согласно собственным законам, гибнет).
Основные темы – мировой коллапс, невежество (осознанное или же неосознанное), идеализм, энтропия, (постоянное) истощение/хищническая добыча многих или же всех ресурсов (таких, как питательные вещества почвы) и надежда на восстановление господства людей.
Жанр «Умирающая Земля» отличается от жанра апокалиптики тем, что сюжет связан не с катастрофическим разрушением, а с энтропическим разрушением Земли. Жанр был предвосхищен произведениями писателей-романтиков.
Жан-Баптист де Гренвилль в своем романе «Последний человек» 1805 года рассказывает историю Омегаруса, последнего человека на Земле. Это – мрачная картина будущего, где Земля стала абсолютно необитаемой. Поэма Джорджа Г. Байрона «Тьма» (1816 год) показывает Землю после гибели Солнца.
Другой ранний пример произведения, принадлежащего данному жанру – роман Камилля Фламмариона «Конец Мира», также известный, как «Омега: последние дни мира». Он был опубликован во Франции в 1893 году. В его первой половине рассказывается о комете, которая во время своего движения сталкивается с Землей в XXV веке. Другая половина сосредоточена на истории будущего Земли, где цивилизации появлялись и исчезали, человеческая раса эволюционировала, а сама Земля начала стареть и вымирать.
Еще одним ранним и более известным научно-фантастическим произведением, использующим уже ставшей привычной идею об умирающей Земле, стал знаменитый роман Герберта Уэллса «Машина Времени» 1895 года. В конце произведения неназванный путешественник во времени отправляется в далекое будущее, где на умирающей Земле осталось всего лишь несколько живых существ. Затем он возвращается в свое время, чтобы рассказать эту историю группе современников.
Две мрачных книги Уильяма Ходжсона стали основой для развития идей Уэллса. Книга «Дом в пограничье» 1908 года рассказывает о доме, окруженном неземными силами. Позднее рассказчик (непонятным образом, возможно – физически) отправляется в далекое будущее, где человечество было уничтожено, а затем – еще дальше, минуя смерть Земли. Роман Ходжсона «Ночная земля» 1912 года описывает невероятно далекое (много миллионов лет спустя) будущее, где Солнце погасло. Последние несколько миллионов лет люди находятся в огромной металлической пирамиде, Последнем Оплоте (возможно, первый город, построенный по единому проекту, в литературе), окруженные неизвестными силами и Повелителями, живущими во Тьме.
Начиная с 1930-х, Кларк Эштон Смит пишет серию рассказов, где действие происходит на Зотике, последнем континенте Земли. В письме Леону Спрэгу де Кампу, датированному 3 ноября 1953 года, Смит говорит:
«Зотика, тонко намекающая на теософские теории о прошлом и будущем континентов, последний обитаемый континент на земле. Континенты в нашем нынешнем цикле осели, по меньшей мере, несколько раз. Некоторые остались погруженными, другие же поднялись снова, хоть и частично, и остались неподвижными.
Наука и механика нашей нынешней цивилизации уже давно забыты, как и религии. Но многим богам поклоняются, и магия вместе с верой в существование нечистой силы снова преобладают, как в древние времена. Моряками используются весла и паруса. Больше нет огнестрельного оружия – только луки, стрелы, мечи, копья и прочие древности».
Несмотря на отсутствие технического уклона в жанре, многие произведения жанра «Меч и планета», написанные в начале XX века о Марсе (примеры – серия «Барсум» Эдгара Берроуза, а также произведения, написанные под ее влиянием, как-то романы об Эрике Джоне Старке, написанные Ли Брэкетт или истории о Норвесте Смите от Кэтрин Мур) имеют общие черты с жанром «Умирающая Земля». В этих произведениях, древние необычные марсианские (или другие) цивилизации приходят к разложению и упадку, который ускоряется присутствием демонических сущностей из прошлых эпох. Факт, что ученые всерьез обсуждали, что Марс однажды стал колыбелью для жизни, которая целиком (или практически целиком) исчезла к настоящему времени, дает особый толчок этим развлекательным приключениям.
Под влиянием Смита Джек Венс написал сборник рассказов «Умирающая Земля». Он получил несколько продолжений и дал имя новому поджанру.
15 рекомендаций КнигаПоиска
- Рассказ Говарда Лавкрафта и Роберта Барлоу «Переживший человечество» 1935 года. В нем повествуется о постепенной гибели цивилизации и вымирании жизни на Земле, превращении планеты в пустыню под светом Солнца, превратившегося в красного гиганта. История сосредоточена на главном герое по имени Улл, последнем человеке из своего племени, и его путешествии по землям и покинутым городам в надежде найти воду, убежище и других выживших.
- Роман Эдварда Гамильтона «Город на краю света» 1951 года и комикс «Супермэн под Красным Солнцем» из 300-го выпуска журнала “Action Comics” (1963 год)
- Роман Артура Кларка «Город и звезды» 1956 года, где пересмотрены и дополнены идеи, изложенные в более раннем рассказе «Да не настанет ночь».
- Роман Джона Браннера «Поймай падающую звезду», являющийся расширенной версией произведения «Сотое Тысячелетие». Один из первых примеров произведений о далеком будущем, созданных под влиянием Вэнса.
- Рассказ Брайна Олдиса «Теплица» 1962 года. Земля вращается одновременно с Солнцем, что приводит к невероятному росту растений. Несколько небольших групп людей пытаются выжить, находясь под огромным лесом баньянов, покрывающим всю освещенную сторону планеты.
- Серия Майкла Муркока «Танцоры на Краю Времени» (с 1977 года и до наших дней)
- Сборник рассказов Кэролайн Черри «Умирающее Солнце» (1977-2004), где действие происходит на Земле далекого будущего. Тон, темы и фантастические обычаи меняются от рассказа к рассказу.
- Сборники рассказов Майкла Харрисона о Вирикониуме, где происходит большая часть событий (сборники выходят, начиная с 1977 года). Вирикониум расположен на умирающей Земле, засоренной обломками тысячелетий, создающих подобие собственной Вселенной, где время уже не идет так, как раньше.
- Книга Дорисс Писэрчиа «Дитя земное» 1977 года, в которой рассказывается о последнем человеке на Земле, столкнувшемся с инопланетными существами, разорившими планету.
- Произведение Джорджа Мартина «Умирающий свет» 1977 года, где сюжет происходит на планете Уорлорн, путешествующей в далекий космос, где любая жизнь обречена на уничтожение.
- Роман Филипа Хосе Фармера «Тёмное Солнце» 1979 года. В книге рассказывается об одном из членов племени, прибывшим для исследования умирающей Земли из далекого будущего. Как и во многих романах этого жанра, здесь присутствуют размышления о природе конца и значимости времени, как такового.
- Четырехтомная эпопея Джина Вулфа «Книга нового Солнца» (1981-1983 годы) является сборником путевых заметок разжалованного палача по имени Севериан на самую высокую точку на Земле. Севериан, заявляющий о своей превосходной памяти, 8ассказывает историю от первого лица. Действие «Книги…» происходит в отдаленном будущем, где Солнце светит гораздо тусклее. Вулф утверждал, что работы Вэнса оказали на него самое непосредственное влияние.
- Дэмиен Бродерик в 2001 году опубликовал антологию рассказов «Земля, как Звезда: Экскурсии через Научную Фантастику в Далекое Будущее», где каноничные истории в жанре «умирающая Земля» перекликаются со специально добавленными критическими эссе по данной теме.
- Книга Грега Бира «Город в конце Времен», выпущенная в 2008 году, является данью уважения книге Уильяма Ходжсона «Ночная Земля».
- Серия комиксов Рика Ремендера «Глубина» 2014 года, повествующая о далеком будущем, где спустя миллиарды лет Солнце внезапно увеличилось в размерах, заставив людей переселиться под воду.