§ 1. Имя, происхождение, кунья и прозвища Абу Бакра да будет доволен им Аллаh.
Его звали ‘Абдаллах ибн ‘Усман ибн ‘Амир ибн ‘Амр ибн Ка‘б ибн Са‘д ибн Тайм ибн Мурра ибн Ка‘б ибн Люайй ибн Галиб аль-Кураши ат-Тайми. У них с Пророком саллаhу алайhи уа саллам был общий предок — Мурра ибн Ка‘б. Его прозвали Абу Бакром. Бакр — это молодой верблюд. Арабы давали своим детям такое имя, и один из них стал родоначальником большого племени. У Абу Бакра было несколько прозвищ, и все они указывали на его благородное происхождение и почётное место, которое он занимал среди своих соплеменников. Первое из его прозвищ — аль-‘Атик. Это прозвище дал ему Пророк саллаhу алайhи уа саллам . Однажды он сказал Абу Бакру да будет доволен им Аллаh: «Аллах освободил тебя от Огня». С этого дня его стали называть аль-‘Атик, то есть ‘освобождённый’, ‘вольноотпущенник’. ‘Аиша да будет доволен ею Аллаh , дочь Абу Бакра да будет доволен им Аллаh и жена Пророка саллаhу алайhи уа саллам , рассказывает, что однажды Абу Бакр ас-Сыддик да будет доволен им Аллаh пришёл к Посланнику Аллаха саллаhу алайhи уа саллам , и Посланник саллаhу алайhи уа саллам сказал ему: «Радуйся, ибо Аллах освободил тебя от Огня» [Тирмизи]. И с тех пор его стали называть аль-‘Атик.
Историки упоминают и другие версии появления этого прозвища. Согласно одной из них, Абу Бакра да будет доволен им Аллаh прозвали так, потому что он был красив лицом. Согласно другой версии, он получил это прозвище, потому что издавна делал добро. Согласно третьей версии, у него было благородное лицо, и поэтому его прозвали так. Глагол, от которого образовано это произвище, имеет все упомянутые значения. Согласно четвёртой версии, у матери Абу Бакра да будет доволен им Аллаh не выживали дети, и когда родился Абу Бакр да будет доволен им Аллаh, она обратилась в сторону Каабы и сказала: «О Аллах! Это — освобождённый Тобою от смерти… Даруй же мне его!» Учитывая многозначность этого слова в арабском языке, можно принять любую из версий. Абу Бакр да будет доволен им Аллаh был красив лицом, и в то же время он был человеком благородного происхождения и делал много добра, и Пророк саллаhу алайhи уа саллам обрадовал его известием о том, что Всевышний Аллах освободил его от Огня.
Второе прозвище Абу Бакра — ас-Сыддик. Так его назвал Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам Анас ибн Малик передаёт, что однажды, когда Пророк саллаhу алайhи уа саллам вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом поднялся на гору Ухуд, она задрожала, и он сказал: «Остановись, Ухуд, ибо, поистине, на тебе — Пророк, правдивейший (сыддик — صديق ) и два мученика» [Бухари].
Ночное путешествие Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам в Иерусалим стало серьёзным испытанием для веры сподвижников. По словам ‘Аиши , некоторые из уверовавших в Мухаммада саллаhу алайhи уа саллам отреклись от ислама, когда услышали о ночном путешествии. Они поспешили к Абу Бакру ас-Сыддику да будет доволен им Аллаh и сказали ему: «Не пойти ли тебе к твоему приятелю, о Абу Бакр? Он утверждает, что этой ночью побывал в Иерусалиме!» Абу Бакр да будет доволен им Аллаh спросил: «Он так сказал?» Они ответили: «Да». Абу Бакр да будет доволен им Аллаh сказал: «Если он так сказал, значит, это правда». Они воскликнули: «Неужели ты веришь ему?! Веришь в то, что ночью он отправился в Иерусалим и вернулся ещё до рассвета?!» Абу Бакр да будет доволен им Аллаh сказал: «Да. Я поверил бы ему, даже если бы он сказал нечто ещё более удивительное. Поистине, я верю вестям, которые он получает с небес утром или вечером». За это Абу Бакра прозвали ас-Сыддик, что буквально означает ‘тот, кто постоянно верит кому-либо’.
В стихах Аль-Асмаи как-то сказал:
Однако я люблю, люблю всем сердцем —
И знаю, что любовь эта благая, —
Посланника Аллаха и ас-Сыддика,
Надеясь: будет за любовь награда
§ 2. Семья Абу Бакра
Его отцом был ‘Усман ибн ‘Амир ибн ‘Амр. Он носил кунью Абу Кухафа. Он принял ислам в день взятия Мекки. Абу Бакр привёл его к Посланнику Аллаха саллаhу алайhи уа саллам , и тот сказал: «О Абу Бакр! Почему же ты не оставил его в покое и не дождался, пока мы сами не придём к нему?» Абу Бакр сказал: «Ты более заслуживаешь того, чтобы он пришёл к тебе, о Посланник Аллаха». Абу Кухафа принял ислам и присягнул Посланнику Аллаха саллаhу алайhи уа саллам . Передают, что Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам поздравил Абу Бакра с этим событием и сказал ему: «Измените цвет его волос» — а голова Абу Кухафы была белой как снег. Это сообщение свидетельствует о том, что Пророк саллаhу алайhи уа саллам уважал старших и относился к ним почтительно. Вспомним также его слова: «Не относится к нам тот, кто не почитает старшего из нас и не проявляет милосердия к младшему из нас» [Тирмизи].
Матерью Абу Бакра была Сальма бинт Сахр ибн ‘Амр ибн Ка‘б ибн Са‘д ибн Тайм. Она носила кунью Умм аль-Хайр. Она приняла ислам в начале его распространения. О ней мы расскажем в одной из следующих глав. У Абу Бакра да будет доволен им Аллаh было четыре жены и шесть детей: три сына и три дочери.
1. Катиля бинт ‘Абд-аль-‘Узза ибн Асад ибн Джабир ибн Малик. Точно неизвестно, приняла она ислам или же осталась язычницей. Она родила Абу Бакру да будет доволен им Аллаh ‘Абдаллаха и Асму. Во времена невежества Абу Бакр дал ей развод, а после переселения Абу Бакра да будет доволен им Аллаh в Медину она пришла к своей дочери Асме бинт Абу Бакр да будет доволен им Аллаh с подарками, среди которых был сушёный творог и масло. Асма отказалась принимать её подарки и впускать её в дом, потому что она была язычницей. Она послала к ‘Аише, чтобы та спросила Пророка саллаhу алайhи уа саллам , как ей следует поступить. Пророк саллаhу алайhи уа саллам сказал, что она должна пригласить её в дом и принять её подарки, и Всевышний Аллах ниспослал аят: Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, кто не сражался с вами из-за религии и не изгонял вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных.
Сура 60 «Испытуемая», аят 8
То есть Аллах не запрещает вам делать добро мирным неверующим, которые не сражались с вами из-за вашей религии и не изгоняли вас из ваших домов, и Он не запрещает вам быть справедливыми к ним, соблюдать их права, исполнять данные им обещания, возвращать то, что они оставили у вас на хранение, отдавать им стоимость купленного у них сполна и так далее. Поистине, Аллах любит справедливых и доволен ими, и Он ненавидит несправедливых притеснителей и подвергает их наказанию.
2. Умм Румман бинт ‘Амир бинт ‘Уваймир. Женщина из бану Кинана ибн Хузайма. Её муж аль-Харис ибн Сахбара умер в Мекке, и Абу Бакр женился на ней. Она приняла ислам одной из первых, принесла присягу и переселилась в Медину. Мать ‘Абд-ар-Рахмана и ‘Аиши . Скончалась при жизни Пророка саллаhу алайhи уа саллам в шестом году хиджры.
3. Асма бинт ‘Умайс ибн Ма‘бад ибн аль- Харис. Мать ‘Абдаллаха ибн Джа‘фара.
Была в числе первых переселенцев. Приняла ислам одной из первых, до того как переступила порог дома аль-Аркама. Присягнула Посланнику Аллаха саллаhу алайhи уа саллам . Переселилась в Эфиопию вместе со своим мужем Джа‘фаром, а после его гибели в битве при Муте на ней женился Абу Бакр , и она родила ему Мухаммада . От неё передавали хадисы такие сподвижники, как ‘Умар, Абу Муса, ‘Абдаллах ибн ‘Аббас, Умм аль-Фадль (жена аль-‘Аббаса). У неё были благород-ные и достойные родственники по браку — Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам , Хамза, аль-‘Аббас и так далее.
4. Хабиба бинт Хариджа ибн Зайд ибн Абу Зухайр. Женщина из числа ансаров, из племени хазрадж. Она родила Абу Бакру дочь Умм Кульсум после его кончины. Абу Бакр жил у неё в Сунхе. Если говорить о детях Абу Бакра , то их, как мы уже сказали, было шесть.
1. ‘Абд-ар-Рахман. Старший сын Абу Бакра . Принял ислам в день Худайбиййи и был искренним верующим. Сподвижник Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам . Известен своей смелостью и славными подвигами.
2. ‘Абдаллах. Сыграл очень важную роль в переселении Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам и своего отца. Днём он оставался в Мекке, слушая разговоры мекканских язычников, ночью пробирался к пещере, в которой сидели Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам и Абу Бакр , и пересказывал им услышанное, а утром снова возвращался в Мекку. Во время похода на Таиф его ранило стрелой, и спустя некоторое время он скончался. Это произошло в Медине, в эпоху правления Абу Бакра .
3. Мухаммад. Сын Асмы бинт ‘Умайс. Родился в год прощального хаджа и был одним из благородных юношей курайшитов. Его растил и воспитывал ‘Али ибн Абу Талиб да будет доволен им Аллаh , женившийся на его матери после кончины Абу Бакра да будет доволен им Аллаh . ‘Али да будет доволен им Аллаh назначил его правителем Египта, где его и убили.
4. Асма. Дочь Абу Бакра ас-Сыддика и жена аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама, которого Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам назвал своим апостолом. Она была старше своей сестры ‘Аиши на десять лет и была матерью ‘Абдаллаха ибн аз-Зубайра, который стал первым ребёнком, родившимся у мухаджиров после переселения в Медину. Приняла ислам одной из первых, а позднее переселилась из Мекки в Медину. Именно она помогала Посланнику Аллаха саллаhу алайhи уа саллам и своему отцу, когда они переселялись в Медину втайне от мекканских язычников, и получила прозвище «обладательница двух поясов», потому что ей пришлось разорвать свой пояс пополам, чтобы перевязать им припасы, которые она приготовила для Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам и отца. К концу жизни она лишилась зрения, но оставалась в здравом уме и твёрдой памяти и не потеряла ни одного зуба. Скончалась в Мекке менее чем через месяц после казни её сына ‘Абдаллаха ибн аз-Зубайра в возрасте около ста лет. Было это в 73 г. х.
5. ‘Аиша (мать верующих). Её называли ас-Сыддика, дочь ас-Сыддика. Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам заключил с ней брачный договор, когда ей было шесть лет. Супружескую жизнь они начали, когда ей исполнилось девять. Свадьба состоялась в месяце шавваль. Знала религию лучше всех женщин. Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам дал ей кунью Умм ‘Абдаллах, и его любовь к ней была примером любви мужчины к прекрасной, праведной жене.
Аш-Ша‘би передаёт, что Масрук, собираясь пересказать хадис, услышанный от ‘Аиши , го- ворил: «Мне передала правдивейшая, дочь Правдивейшего, оправданная Всевышним, любимица любимца Аллаха». Она передала от Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам 2 210 хадисов. 174 хадиса передают и аль-Бухари и Муслим, 54 — только аль-Бухари и 69 — только Муслим. Скончалась в 57 г. х., в возрасте шестидесяти трёх лет, не оставив потомства.
6. Умм Кульсум. Дочь Хабибы бинт Хариджа. Перед самой смертью Абу Бакр сказал ‘Аише : «Заботься о двух своих братьях и двух сёстрах». Она сказала: «Я знаю Асму, а кто вторая?» Он сказал: «Та, что ещё в животе у бинт Хариджа. Мне отчего-то кажется, что у неё будет девочка». И действительно родилась девочка. Она появилась на свет уже после его кончины. На ней женился Тальха ибн ‘Убайдаллах да будет доволен им Аллаh , однако он погиб в Верблюжьей битве. ‘Аиша совершила хадж вместе с ней во время её ‘идды, взяв её с собой в Мекку. Это семья Абу Бакра ас-Сыддика да будет доволен им Аллаh , которую почтил Всевышний Аллах, даровав ей ислам. Такого почёта Всевышний Аллах не оказывал никому, кроме Абу Бакра . Учёные сказали: «Только в семье Абу Бакра да будет доволен им Аллаh представители целых четырёх поколений успели стать сподвижниками Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам . Это ‘Абдаллах ибн аз-Зубайр, его мать Асма, её отец Абу Бакр ас-Сыддик и отец Абу Бакра Абу Кухафа, а также Мухаммад, его отец ‘Абд-ар-Рахман, его отец Абу Бакр ас-Сыддик и отец Абу Бакра Абу Кухафа». Если не считать Абу Бакра , не было среди сподвижников человека, родители и дети которого приняли бы ислам, и при этом они и внуки застали Пророка саллаhу алайhи уа саллам . Как мы уже сказали, все члены семьи Абу Бакра , включая мужчин и женщин, приняли ислам и стали сподвижниками Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам , и среди них не было ни одного лицемера.
В те времена говорили: «Есть дома веры, и есть дома лицемерия». Дом Абу Бакра да будет доволен им Аллаh принадлежал к числу домов веры в среде мухаджиров, тогда как бану ан-Наджжар принадлежали к домам веры в среде ансаров.
§ 3 Принятия ислам.
Во время пребывания в Шаме Абу Бакр да будет доволен им Аллаh увидел сон и пересказал его монаху Бахире. Бахира спросил: «Откуда ты?» Он ответил: «Из Мекки». Он спросил: «Откуда именно?» Абу Бакр да будет доволен им Аллаh ответил: «Из курайшитов». Бахира спросил: «Чем ты занимаешься?» Абу Бакр ответил: «Торговлей». Бахира сказал: «Если Всевышний пожелает, чтобы этот сон оказался вещим, то из твоего народа будет послан пророк, а ты станешь его ближайшим помощником при его жизни и его преемником после его смерти». Абу Бакра да будет доволен им Аллаh очень обрадовало сказанное Бахирой. Абу Бакр да будет доволен им Аллаh принял ислам после долгих поисков и ожидания. Стоит добавить, что Абу Бакра связывала с Посланником Аллаха саллаhу алайhи уа саллам многолетняя дружба, и когда к тому стало приходить Откровение и он собрался призывать отдельных людей к религии Всевышнего, выбор его пал на Абу Бакра . Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам и Абу Бакр да будет доволен им Аллаh хорошо знали друг друга. Абу Бакр верил: если Мухаммад саллаhу алайhи уа саллам никогда не лгал людям и не возводил на них ложь, то он тем более не способен возвести ложь на Аллаха. А Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам, в свою очередь, знал: Абу Бакр — благородный человек, которому не свойственно упрямство и высокомерие и который не станет отвергать истину.
Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам сказал ему: «Да. Поистине, я — посланник Аллаха и Его пророк. Меня послал Аллах, у которого нет сотоварищей. Не поклоняйся никому, кроме Него, и будь всегда покорен Ему». Абу Бакр да будет доволен им Аллаh тут же покорился и, не колеблясь, принял ислам. Он поклялся Посланнику Аллаха саллаhу алайhи уа саллам в верности, обещал всегда помогать ему и поддерживать его, и сдержал обещание, что засвидетельствовал сам Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам, как следует из истории, приведённой в «Сахихе» аль-Бухари.
§ 4. В Книге Аллаха упоминается о достоинствах Абу Бакра да будет доволен им Аллаh.
Всевышний Аллах сказал:
Если вы не окажете ему(1) под-
держки, то ведь Аллах уже ока-
зал ему поддержку, когда неве-
рующие изгнали его. Он был
одним из тех двоих, которые на-
ходились в пещере, и сказал
своему спутнику(2): «Не скорби,
поистине, Аллах — с нами». Тог-
да Аллах ниспослал ему спокой-
ствие и поддержал его воинами,
которых вы не видели. Аллах
сделал слово неверующих ни-
жайшим, тогда как Слово Алла-
ха превыше всего. Аллах — Мо-
гущественный, Мудрый.
Сура 9 «Покаяние», аят 40
1 Мухаммад саллаhу алайhи уа саллам
2 Абу Бакр да будет доволен им Аллаh
В этом аяте перечислены достоинства Абу Бакра да будет доволен им Аллаh .
1. Неверующие изгнали его вместе с Посланником Аллаха саллаhу алайhи уа саллам . Всевышний Аллах сказал: «Он был одним из тех двоих…» Следовательно, в пещере были двое — Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам и Абу Бакр да будет доволен им Аллаh.
2. Только Абу Бакр да будет доволен им Аллаh сопровождал Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам во время его переселения в Медину. Он был единственным спутником и помощником Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам во время его переселения. Их было двое, и третьим с ними был Всевышний Аллах. В день битвы при Бадре в шатре Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам также не было никого, кроме Абу Бакра . А ещё раньше, когда Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам обращался с призывом к представителям разных племён, его также сопровождал Абу Бакр , и никого из старших сподвижников при нём не было. Это свидетельствует об особой духовной близости, существовавшей между Посланником Аллаха саллаhу алайhи уа саллам и Абу Бакром да будет доволен им Аллаh .
3. Абу Бакр да будет доволен им Аллаh сидел в пещере вместе с Посланником Аллаха саллаhу алайhи уа саллам . Об этом достоинстве Абу Бакра да будет доволен им Аллаh упоминается не только в Священном Коране, но и в хадисах Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам. Абу Бакр да будет доволен им Аллаh передаёт: «Когда мы сидели в пещере, я сказал Пророку саллаhу алайhи уа саллам : “Если бы один из них посмотрел себе под ноги, он непременно увидел бы нас!” Пророк саллаhу алайhи уа саллам сказал: “О Абу Бакр! Что ты думаешь о двоих, с которыми третий — Аллах?”» [Бухари, № 3653]. Никто из учёных не подвергал сомнениям достоверность этого хадиса. К тому же его смысл согласуется с Кораном.
4. Абу Бакр всегда был другом, товарищем и спутником Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам . Всевышний Аллах сказал: «…и сказал своему спутнику». Абу Бакр был спутником Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам не только во время сидения в пещере — он сопровождал его по жизни. В этом согласны все учёные. Таким образом, как сказали некоторые из них, у Абу Бакра были некоторые достоинства, которыми обладал только он.
5. Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам любил и жалел Абу Бакра да будет доволен им Аллаh . Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам сказал ему, успокаивая и утешая: «Не скорби». Абу Бакр да будет доволен им Аллаh скорбел, потому что боялся за жизнь Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам и, как следствие, за религию Всевышнего, с которой Мухаммад саллаhу алайhи уа саллам был послан к людям. Поэтому во время переселения Абу Бакр да будет доволен им Аллаh шёл то впереди, то позади Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам . Когда Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам спросил его о причине этого, Абу Бакр да будет доволен им Аллаh сказал: «Я вспоминаю о том, что впереди может быть засада, и тогда иду впереди тебя. А потом думаю о том, что нас могут преследовать, и тогда иду позади тебя». А в версии Ахмада говорится: «И Абу Бакр да будет доволен им Аллаh шёл то впереди Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам , то позади, и тот спросил: “Что с тобой?” Абу Бакр да будет доволен им Аллаh ответил: “О Посланник Аллаха, я боюсь, что на тебя нападут спереди, и становлюсь перед тобой”. Когда они дошли до пещеры, Абу Бакр да будет доволен им Аллаh сказал: “О Посланник Аллаха, оставайся на месте, я войду первым — убедиться, что опасности нет”. Увидев в пещере нору, он приблизил к ней ступню, сказав: “Если ужалят, то пусть уж лучше меня”». Абу Бакр да будет доволен им Аллаh не ценил свою жизнь так, как ценил жизнь Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам . Он не допускал мысли о том, что Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам убьют, а он останется в живых. Он готов был пожертвовать жизнью, семьёй и имуществом ради Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам . Абу Бакр да будет доволен им Аллаh понимал, что это обязанность каждого верующего, и исполнял её образцово.
6. В аяте говорится: «Поистине, Аллах — с нами». «С нами» относится к Посланнику Аллаха саллаhу алайhи уа саллам и Абу Бакру да будет доволен им Аллаh . Эта особенность была дарована двоим, этот почёт был оказан только им. Всевышний — с ними Своей помощью, поддержкой и содействием против врага. Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам как будто сказал Абу Бакру да будет доволен им Аллаh : «Аллах непременно поможет мне и тебе, о Абу Бакр, любя нас и оказывая нам почёт».
Всевышний Аллах сказал: Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели.
Сура 40 «Прощающий», аят 51
Это величайшее восхваление Абу Бакра . Из аята следует, что Посланник Аллаха саллаhу алайhи уа саллам засвидетельствовал наличие у Абу Бакра веры, предполагающей помощь Всевышнего ему вместе с Посланником Аллаха саллаhу алайhи уа саллам в подобном положении, когда помочь может только Всевышний.
Профессор ‘Абд-аль-Карим Зайдан говорит: «Слова Всевышнего “Поистине, Аллах — с нами” указывают на более высокую степень божественного соприсутствия, нежели соприсутствие, которого удостаиваются богобоязненные и творящие добро, о чём Всевышний сказал: “Воистину, Аллах — с теми, кто богобоязнен и кто творит добро” (сура 16 “Пчёлы”, аят 128).
В данном случае это соприсутствие Посланнику Аллаха саллаhу алайhи уа саллам и его товарищу, не зависящее от определённого деяния, совершённого ими, или качества, присущего им, вроде богобоязненностии склонности к совершению благих дел. Это соприсутствие — особое, гарантирующее поддержку чудесами и сверхъестественными явлениями».
7. Абу Бакр был спутником и товарищем Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам , когда ему было ниспослано спокойствие, а затем и победа. Всевышний Аллах сказал: «Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели»
(сура 9 «Покаяние», аят 40).
Если Абу Бакр был спутником Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам в опасности, то он ещё больше заслуживает того, что-бы быть его спутником, когда придёт помощь и победа от Аллаха.
Когда речь идёт об этом, втором случае, нет надобности упоминать о том, что и здесь Абу Бакр остаётся спутником и товарищем Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам , поскольку это и так очевидно. А если он оставался спутником и товарищем Посланника Аллаха саллаhу алайhи уа саллам и в этой ситуации, то понятно, что ниспосланное Посланнику Аллаха саллаhу алайhи уа саллам спокойствие и помощь в виде невидимого воинства предназначено его единственному спутнику и товарищу в большей степени, нежели остальным людям. Это ещё одно свидетельство красноречия, которое отличает аяты Книги Всевышнего.
Источник; ‘Али Мухаммад ас-Салляби
Абу Бакр ас-Сыддик Первый праведный халиф Умма москва 2011.
Прошу Вас подписаться и поставить лайк!!!