Найти в Дзене
Ирина Корецкая

Русская музыка: Фейсом не вышли?

Та русская музыка, которая сегодня в топе, всё отчётливее для меня делится на 2 типа: колхозная и странная. К первой можно отнести ту, что вливают нам в подсознание из каждой бочки. Можно не включать телевизор, обвешаться наушниками, но от Киркорова с его не то синим, не то голубым настроением не скрыться. Звезды нашей эстрады настигнут в магазине, транспорте, на страницах друзей в социальных сетях, помогут соседу разбудить тебя утром в воскресенье. Спрячься в глухой сибирской деревне - приедут с гастролями. Диапазон всех этих артистов не ограничивается газмановыми да бабкиными. Он шире - к этому типу музыки я бы отнесла и молодое поколение исполнителей, воспитанных телевизионными шоу вроде "Фабрики звёзд", и даже Шнурова, чьи песни в первую очередь заточены под хайп. "Колхозная музыка" проста и понятна. Она старомодна, не оригинальна, давно не искренна. Здесь все отработано, доведено до формата, заточено под прибыль. Но надо отдать должное: исполнители русской попсы в целом (Бузов

Та русская музыка, которая сегодня в топе, всё отчётливее для меня делится на 2 типа: колхозная и странная.

К первой можно отнести ту, что вливают нам в подсознание из каждой бочки. Можно не включать телевизор, обвешаться наушниками, но от Киркорова с его не то синим, не то голубым настроением не скрыться. Звезды нашей эстрады настигнут в магазине, транспорте, на страницах друзей в социальных сетях, помогут соседу разбудить тебя утром в воскресенье. Спрячься в глухой сибирской деревне - приедут с гастролями. Диапазон всех этих артистов не ограничивается газмановыми да бабкиными. Он шире - к этому типу музыки я бы отнесла и молодое поколение исполнителей, воспитанных телевизионными шоу вроде "Фабрики звёзд", и даже Шнурова, чьи песни в первую очередь заточены под хайп.

"Колхозная музыка" проста и понятна. Она старомодна, не оригинальна, давно не искренна. Здесь все отработано, доведено до формата, заточено под прибыль. Но надо отдать должное: исполнители русской попсы в целом (Бузову не предлагать) обладают мастерством, имеют профильное образование, большой артистический опыт и прошлое, в котором, наверное, были высокие цели, а у кого-то, может быть, даже талант.

"Странная музыка" как будто бы противостоит колхозной. Все эти рэперы, которые говорят одной интонацией, гречки, монеточки, луны...Вот вся эта компания сегодня в тренде. Стильные аранжировки, модное, западное звучание, "нерусское" пропевание слов, с упором на гласные. Эти артисты не лицемерят на голубом огоньке, сиськами так прямолинейно не светят, следуют современной моде быть слегка загадочным, закрытым для публики. Вокальными возможностями не удивляют, аранжировки нарочито примитивны, синтетичны. Нет тут сложных гармоний. За иронией и игрой слов суть прощупывается с трудом. У каждого из них, безусловно, есть какая-то фишка - иначе как бы их можно было выделить из кричащего, переполненного информационного поля, где каждый пытается заявить о себе. Иногда это откровенный бред, на который больше никто не отважился, скандал, который человеческой природе всегда интереснее.

Единственная площадка, на которой звучит и колхозная, и странная музыка, "Вечерний Ургант". Смотришь на весь этот кукольный театр и думаешь - неужели потом, в старости мы, как наши бабушки, будем вспоминать именно эти песни, будем копаться в чьих-грязных разборках на баттлах, цитировать эти странные тексты. Но самое главное - нет в этом искренности, души, эмоций, которые разрывают автора. Когда появилась Земфира и пела "Я отдам все песни, про тебя отдам все песни" - слушателя разрывало: в этих строчках певица отдавала каждому лучшее, что в ней было! Что я испытываю, когда слышу "Я бы бомжевала между трасс"? Иронию. Иронию, пропитывающую всю современную музыку.

Недавно услышала в фильме старую песню ДДТ "Это всё". Музыкальная составляющая песни, конечно, хромает. Да и в принципе хвалить "говнорок" сегодня не в моде...Но слушала и думала: вот тут понятно, зачем человек показал людям эту песню. Не просто ради самовыражения, амбиций, подписчиков и красивой жизни. Вслушиваешься в текст - и видишь артиста со стержнем, позицией, мыслями, глубиной. За строчками - история, написанная неравнодушно, история, которую до тебя пережили, которой с тобой старались поделиться, как с другом.

По-моему, нет в русской топовой музыке сегодня главного вопроса: "А зачем я выхожу на сцену". В глобальном смысле мы все сегодня, каждый в своем коконе, бесконечно заявляем о себе. Но зачем, зачем мы это делаем?