Перед тем как приступить к описанию трагических страниц истории нашей Родины, хочу всё-таки задаться вопросом, а каков же был наш противник, дошедший до Волги и водрузивший своё знамя на вершине Кавказа. Читая мемуары непосредственных участников событий и исторические исследования, всё-равно невозможно прийти к однозначному выводу.
Да вермахт был силён. Солдаты были дисциплинированны и упорны. Офицеры и генералы великолепно подготовлены, но… Была у этой армии ахиллесова пята, которая, какие бы не были победы, вела к поражению. Как мне кажется, проблема была не в ограниченности ресурсов (хотя это тоже не маловажный факт), а в том, что вермахт был готов только к быстрой войне.
У немецкого генштаба, да и у политиков не было запасного плана на случай неудачи. План этот был даже у Бисмарка-политика, которого боготворили в 3 Рейхе. Немецкие же планы Второй Мировой отдавали вкусом авантюризма, так называемого вечного ва-банка.
Взять хотя бы план «Барбаросса». Я не буду обсуждать тактические и стратегические задачи, что ставились в нём. Просто один немаловажный факт-весь этот план строился на аксиоме отсталости советского вооружения и нехватки хороших полководцев.
Паулюс-один из главных разработчиков этого плана-строил свои разработки лишь на неудачных операциях РККА. Использовались наблюдения за действиями Красной Армии на озере Хасан и Финской компании.
Более того начальник генерального штаба Гальдер отмахнулся от сообщений по поводу того, что у русских как минимум 200 дивизий, исправив эту цифру на 150. Информацию о том, что у СССР появляется новое оружие: танки Т-34, самолёты ЛАГГИ, ПЕ, ИЛы относили к области слухов.
Ещё один немаловажный факт, касающийся авиации. Тактика немецких асов строилась на безоговорочном превосходстве своей авиации в воздухе. Наиболее успешно в люфтваффе действовали свободные охотники, отлавливающие слабые жертвы в виде беззащитных бомбардировщиков и одиноких истребителей (хорошо это показано в книге К Симонова «Живые и мёртвые»).
Но вот прикрывать свои бомбардировщики от многочисленных атак истребителей немецкие асы так и не научились. Подвело это Геринговских выкормышей в битве за Англию, подвело и в компании против СССР.
В мемуарах немецких генералов я заметил главную мысль «во всём виноват Гитлер», мол если бы этот ефрейтор не лез в вопросы стратегии, они бы покончили с советами ещё бы до зимы 41.
За это им досталось от наших историков, мол сами воевать не умели. (Что правда наводит на мысль, что Гитлер был очень уж умён). Но всё-равно красной линией в этих воспоминаниях проходит мысль, что начиная войну Германия слишком принизила возможности Советского Союза и переоценила свои.
Кто-то ехидно заметит, что слишком уж много недостатков я нахожу в немецкой армии, дошедшей до Волги. Да, эти недостатки легко заметить через 70 лет, но в те кровавые дни слабости вермахта нащупывались кровью и исключительным героизмом советских бойцов. В РККА тоже хватало своих недостатков.
Отсталость в комплектовании новыми образцами оружия. Шапкозакидательство. «Бить врага малой кровью и на чужой территории.» Самоуспокоение – «там наверху лучше знают и разберутся, а мы здесь так». Отсталось в радиообеспечении войск. Если у немцев был хоть какой-то план, то у советского генштаба не было никаких разработок. Сенсационные разоблачения опусов «Ледокол» и «Операция Гроза» лично меня не убедили.
Кстати, часто забывают один немаловажный факт.
В июне 1941 года Советский Союз подвергся нападению не только со стороны гитлеровской Германии. Одним фронтом с немцами выступили Румыния, Венгрия, Италия, Финляндия, прислал дивизию и Франко. В вермахте сражались добровольцы из Франции. Готовиллись при решительном успехе Гитлера вцепиться в наши границы Япония и Турция. И нельзя сказать, что все эти страны были «обижены» Сталиным, как часто утверждают про союзников Гитлера. Финляндия-да за «Зимнюю компанию», Румыния за Бессарабию.
Испания я смотрю не очень обиделась за помощь республиканцам в 1936. И более того я не пойму, а чем же мы обидели Италию? Или Венгрию? Французы наверно так и не простили нам Наполеона. Все просто хотели «фунт русской говядины» и спешили не опаздать на делёж. Правда шкура вновь оказалась на не убитом медведе.
Друзья, если не сложно, поставьте палец вверх.
С уважением, Егор Нестеров.