Найти тему
Le Temps des Cathédrales

Гертген тот Синт Янс, "Поклонение волхвов"

Гертген тот Синт Янс - нидерландский художник XV века, проживший менее тридцати лет, но оставивший после себя невероятно прекрасные картины; до нас дошло от 12 до 16 картин, приписываемых ему. Семь фактов о нем - в прошлой статье, семь фактов о картине "Поклонение волхвов" - ниже.

Гертген тот Синт Янс, "Поклонение волхвов", 1480-1485 гг, Рейксмюзеум, Амстердам
Гертген тот Синт Янс, "Поклонение волхвов", 1480-1485 гг, Рейксмюзеум, Амстердам

1. Эта картина датируется приблизительно 1480-1485 годами; если Гертген действительно родился около 1465 года, как принято считать, то он нарисовал ее в возрасте 15-20 лет!

3. На ней изображен приход Каспара, Мельхиора и Бальтазара в Вифлеем для поклонения младенцу Христу; они принесли Ему дары - золото, ладан и смирну. Каспар в красном плаще стоит на коленях перед младенцем и вручает ему чашу с золотом; Мельхиор держит золотой кубок; у чернокожего Бальтазара в руках хрустальный кубок. Как раз в позднее Средневековье трех волхвов стали изображать людьми разных рас - тем самым они представляли три известных в те времена континента, Европу (Каспар), Азию (Мельхиор) и Африку (Бальтазар).

-2

3. Волхвы изображены дважды: на первом плане картины и на фоне, где они путешествуют в Вифлеем каждый со своей свитой. То, что они представляют три континента, дополнительно подчеркивается тем, что они приходят с разных сторон, и на заднем плане картины можно рассмотреть Африку, Азию и Европу. При этом интересно, что представляющий Европу и едущий из нее Каспар восседает на верблюде - животном скорее уж африканском. Правда, анализ картины в XX веке показал, что изначально Каспар ехал на лошади, а уже потом художник перерисовал ее в верблюда.

-3

4. Гертген изображал поклонение волхвов четырежды, и это все разные картины. Но все они, как считается, основаны на картине его старшего современника Гуго ван дер Гуса, называемой алтарем Монфорте - по названию монастыря в Монфорте-де-Лемос, Испания, где она долгое время находилась. Это "Поклонение волхвов" - единственное, где Гертген развернул сцену слева направо.

Гуго ван дер Гус, "Поклонение волхвов", 1470 г., сейчас в Берлинской картинной галерее
Гуго ван дер Гус, "Поклонение волхвов", 1470 г., сейчас в Берлинской картинной галерее

5. Датировка картины основана в том числе на дендрохронологическом методе - анализе древесины доски, на которой она нарисована. Самое молодое древесное кольцо сформировалось в 1454 году, доска была бы готова для использования к 1465 году, но более вероятно, что использована она была в 1479 году или около.

6. Анализ образца краски с синего плаща Богоматери показал, что под синим лежит слой серого пигмента. А красные фрагменты картины состоят из нескольких слоев, нанесенных друг на друга для усиления эффекта тени.

-5

7. Картина была частью коллекции художника Виллема Хеккинга-младшего и была выставлена на продажу 20 апреля 1904 года в Амстердаме в составе его коллекции как работа Гертгена тот Синт Янса. В июле того же года она была куплена Рейксмюзеумом. Уже через пять лет искусствоведы стали сомневаться в том, что она действительно была нарисована Гертгеном - мол, не такая искусная работа, как у картин, о которых точно известно, что он был их автором. Но в ходе тщательного изучения картины все-таки решили, что она была создана лично им или в его мастерской под его контролем - в пользу этого говорит, например, то, что низ плаща Каспара и белая туника Богоматери (см. выше) прорисован характерным для Гертгена зазубренными линиями.

Поскольку о том, была ли у Гертгена мастерская или помощники, неизвестно ничего, Рейксмюзеум решил продолжать считать, что автор этой картины - действительно Гертген тот Синт Янс.

Ваши лайки и подписки очень радуют автора. Спасибо!