Сегодня у канала «Основной аэродром» маленький юбилей — опубликована 100-я статья. Мне показалось правильным посвятить её Первой мировой войне, 100 лет с момента окончания которой отмечают в этом году.
Автор
До начала Первой мировой войны военные рассматривали авиацию исключительно в роли разведчиков и корректировщиков артиллерийского огня. Но с началом активных боевых действий стало очевидно, что самолёты уже переросли эти функции. Открывалась новая эра в истории авиации и военного дела — эра воздушных сражений и бомбардировок с воздуха. И здесь отдельно стоит отметить авиационное вооружение, среди которого встречались и весьма необычные экземпляры.
Пистолеты
Первые аэропланы не отличались высокой скоростью полёта. Можно было сблизиться и достаточно легко лететь рядом с противником. Ещё до принятия на вооружение специализированных авиационных огневых средств лётчики использовали в воздушных боях своё личное оружие — пистолеты.
Никаких серийных доработок не производилось. Если пистолет позволял, то к нему крепили стандартный приклад для повышения устойчивости при стрельбе. Старались использовать магазины максимального объёма — в условиях боя в самолёте весьма трудно выполнить перезарядку. Пилоты аэропланов с толкающим винтом иногда дополняли свои пистолеты гильзоуловителем, чтобы пустые гильзы не отскакивали от пропеллера обратно в пилота.
«Кошка»
Всего 11 лет прошло с момента первого полёта братьев Райт до начала войны. Авиация делала свои первые шаги, находясь в постоянном поиске новых конструкций для устойчивого полёта. Самолёты того времени состояли из деревянных реек, обтянутых полотном, и сложной конструкции расчалок и распорок. Повреждение любого поддерживающего элемента конструкции чаще всего заканчивалось аварией.
С учётом вышесказанного, лётчик Российского Императорского воздушного флота Александр Казаков в 1914 году предложил атаковать неприятеля с помощью специальной «кошки». На стальной трос крепился четырёхлапый якорь и гиря. Пролетая над вражеским самолётом следовало зацепить его «кошкой» и порвать полотно крыла или расчалки. Вторым вариантом был якорь с закреплённой на нём пирокселиновой шашкой. После зацепа она должна была взорваться и повредить самолёт противника. Дальше испытаний эти идеи не пошли.
Флешетты
Французские инженеры предложили очень необычное решение для бомбардировок вражеской пехоты, сидящей в окопах. Флешетты — специальные заострённые стрелы-дротики — рассыпались из ящиков над позициями противника с самолёта, летящего на бреющем полёте. В век мощной артиллерии и стрелкового оружия использовать дротики? Представляю, как удивилось высшее военное начальство Франции. А зря! Очень простая идея оказалась эффективной и получила широкое распространение в армиях кайзеровской Германии и Российской империи.
Бомбы
Идея закидать противника бомбами с воздуха не нова. Ещё в 1849 году австрийские войска произвели первое бомбометание в истории, сбросив с аэростатов бомбы на Венецию. Но именно в Первую мировую бомбардировочная авиация сформировалась как отдельный род авиации, заложив основу для всех последующих операций в будущих военных конфликтах.
До изобретения надёжных бомбодержателей пилотам или стрелкам-наблюдателям приходилось производить бомбометание с дирижаблей или аэропланов вручную. Впрочем, эта практика сохранялась до самого конца войны. Разница была лишь в том, что в качестве бомб на головы неприятельских солдат летели обычные гранаты.
Подвесные и внутренние держатели перевели бомбардировочную авиацию на новый уровень. Самолёты и дирижабли теперь могли взять на борт больше смертоносного груза, лётчики не отвлекались от управления летательными аппаратами. Особенно в бомбардировках преуспела Германия, которая сначала на дирижаблях, а потом и на тяжёлых бомбардировщиках Gotha наносила удары в дальнем тылу, по столице Великобритании - Лондону.
Ракеты
Ракетному вооружению самолётов мы тоже обязаны Первой мировой. Правда тогда ракеты больше напоминали китайские фейерверки и задумывались как средство борьбы с наблюдательными аэростатами. В 1916 году лейтенант французского флота Пьер Гастон Ле-Прие впервые предложил установить на самолёты ракеты. По замыслу инженера ракета должна легко прожечь оболочку дирижабля и воспламенить водород внутри. Запуск осуществлялся лётчиком с помощью электрического запала после прицеливания «на глазок». Для защиты самолёта от реактивных струй тканевую обшивку заменяли на тонкие алюминиевые листы.
Это изобретение оказалось весьма успешным — в 1916-17 годах ракетами были уничтожены десятки аэростатов и небольших дирижаблей с каждой из воюющих сторон. Сначала они применялись исключительно авиацией Франции, Англии и России. Но в руки к немцам попал Nieuport с пусковой установкой и они скопировали систему на свои самолёты, установив тем самым паритет.
Пушки
Первая мировая «подарила» миру и авиационные пушки. Тогда это было очень смелым решением. Конструкция самолётов того времени не отличалась прочностью, а при стрельбе возникала солидная отдача. Возможно, именно поэтому пушки чаще устанавливали на летающие лодки — их корпус был всё же покрепче, чем у сухопутных аэропланов. Первыми пушку установили французы на свой биплан Voisin в 1916 году.
Классическую же компоновку авиационная пушка приобрела в 1917 году. На истребитель SPAD S.XII Cal была установлена пушка конструкции Патэ. 37-миллиметровое орудие разместили в блоке цилиндров двигателя Hispano-Suiza — теперь можно было стрелять через ось винта. Но все равно особого распространения пушечное вооружение на самолётах в те годы не получило.
Таран
Воздушный таран впервые совершил 8 сентября 1914 года штабс-капитан Пётр Нестеров. К сожалению, этот подвиг стал последним для лётчика Российского Императорского Воздушного флота. И хотя правильнее отнести таран всё же к тактике ведения воздушного боя, а не к оружию, но не отметить его нельзя. В первые годы войны именно он стал одним из самых эффективных способов борьбы с вражескими аэропланами, ведь пулемётное вооружение ещё не получило большого распространения. С разной степенью успеха таран применяли пилоты всех воюющих стран.
Пулемёты
И в завершении нашего рассказа поговорим о наиболее распространённом типе авиационного вооружения — пулемётах. Всё началось с того, что пулемёты устанавливали на двухместные аэропланы. Наблюдатели превратились в стрелков-наблюдателей. Чаще всего они располагались в собственной кабине позади лётчика, но встречалось и переднее размещение.
Такое решение было хорошо для разведывательных самолётов или бомбардировщиков. Истребители же, пилотируемые одним лётчиком, требовали другого подхода. Главной проблемой при оснащении истребителей курсовым пулемётом был вращающийся винт. Пули легко могли прострелить деревянные лопасти и самолёт с большой долей вероятности потерпел бы крушение.
Было предложено возможное решение — укрепить нижние части лопастей металлическими пластинами. Широкого распространения эта идея не получила — пули иногда все равно попадали в дерево, а при попадании в металлическую защиту порой отскакивали, грозя нанести ранение пилоту. К тому же повышался расход боезапаса. В итоге сошлись на единственно возможном варианте — установить пулемёт над крылом, выше плоскости вращения винта.
Все эти неудобные решения канули в прошлое в 1915 году. Антон Фоккер изобретает синхронизатор для авиационного пулемёта. При прохождении винта мимо дульного среза синхронизатор блокировал затвор и не позволял стрелять. Впервые синхронизированный пулемёт установили на истребителе Fokker E.I. Это дало немецкой авиации колоссальное преимущество перед всеми существовавшими тогда истребителями противника. Период с лета 1915 по весну 1916 года, когда в небе доминировала германская авиация, вошёл в историю как «бич Фоккера».
Обычно стрелки-наблюдатели вооружались одним стандартным пулемётом. Но были и попытки установить спаренные пулемёты, чтобы увеличить огневую мощность. Встречались и совсем странные решения. Австро-венгерские инженеры не придумали ничего лучше, как установить вместо пулемёта батарею из 10 пистолетов Mauser C96. Понятное дело, что серийно такой вариант не производился.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com