Большинство людей читают книги без концепции в голове и поэтому не способны воспринимать текст с социально-педагогической пользой для себя.
Под концепцией следует понимать генеральную идею или доминирующую психолого-педагогическую закономерность, через призму которой человек смотрит на окружающий мир и, соответственно, анализирует содержание читаемой книги, в которой представлен фрагмент этого мира.
В том, что в головах многих людей нет концепции, виноваты, безусловно, не только они сами. Основная доля вины лежит на системе общего образования, которая вместо креативного (творческого) подхода к предметам и явлениям, требует от обучающихся (причем, в принудительной форме) пересказа, переписки, перерисовки и прочих пере… различного рода информационных и поведенческих нормативов. Такой (рутинно-принудительный) способ обучения приводит к деформации побудительной сферы людей, снижению их образовательной активности и замедлению развития. Более того, он обусловливает формирование у них консерватизма – не способности отказаться от устаревших взглядов и принять на вооружение новую идею. Люди с консервативным мышления, как правило, не читают в книгах ни Предисловия, ни тем более Послесловия, хотя авторы придают этим разделам социально-педагогическое значение. Соответственно, трудно надеяться, что такие читатели способны принять и усвоить какую-либо новую идею. Вряд ли, они вообще могут дочитать книгу с новой идеей до конца…
Многие русские и советские писатели в своем творчестве касались социально-педагогической темы – воспитания и взросления человека. Сначала это был Л. Толстой с трилогией «Детство», «Отрочество», «Юность», после него – Н. Лесков, С. Аксаков, В. Короленко, М. Горький, М. Зощенко, Ю. Тынянов, Ф. Искандер и др. И это не случайно: все они, как патриоты и как люди с развитой творческой интуицией, хорошо понимали роль воспитания в судьбе человека. Художественно-биографическая литература отечественных писателей давно должна быть настольной книгой для родителей и учителей, старших школьников и студентов. Но этого до сих пор не произошло… Почему? Скорее всего, потому, что такого рода литература еще не стала предметом социально-педагогического исследования (прочтения), хотя интерес к ней объяснить просто – в ней представлена живая педагогика. В этой связи скажем больше – живая педагогика, которая имеется в отечественной литературе, к сожалению, до сих пор не стала обязательным разделом в программах профессионального педагогического образования. Вот и копается будущий учитель в мусоре учебников по педагогике, в которых отсутствует жизнь реального человека и не показано главное – зависимость его судьбы от воспитания. А ведь социальный интерес к живой педагогике очевиден: с ее помощью можно, например, понять, почему появляются на свете гении, сильные и цельные личности, просто честные люди, а почему – злодеи, предатели и прочая людская нечисть.
Первый опыт социально-педагогического прочтения художественно-биографической литературы представлен в книге: «Человек в миниатюре, которая все увеличивается: Воспитание и судьба». https//e.lanbook.com/book/97282
В работе над книгой авторы (док. педаг. наук Г. К. Зайцев и док. медиц. наук А. Г. Зайцев) воспользовались мотивационным подходом к воспитанию, предложенным известным российским психофизиологом, академиком П. В. Симоновым. С позиции этой концепции на материале художественно-биографических произведений Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; Н. Лескова «Детские годы», Ф. Искандера «Школьный вальс, или Энергия стыда», Ю. Тынянова «Пушкин», а также дневника Анны Достоевской прослеживается судьба человека.
По мнению авторов, на примере судьбы даже одного человека, узнав, почему она сложилась так, а не иначе, креативный читатель может понять психолого-педагогические закономерности человеческого бытия, а значит, применить их для анализа собственной жизни и жизни близких людей. Авторы также надеются, что книга побудит читателей к концептуальному прочтению (возможно, заново) художественно-биографических произведений Л. Толстого, Н. Лесков, Ф. Искандера, Ю. Тынянова и др., без чего, по их мнению, жизнедеятельность русского человека (русского по мотивации и смыслу) не может быть полной.
Читайте также:
________________________________
●Литературная педагогика…
● Воспитание как мотивирование (П. В. Симонов, 1987)
● Воспитание детей в семье
● Психоанализ по Зощенко…