1 марта 2018 президент России Владимир Путин рассказал о новейших ракетных системах нашей страны. Обращение главы государства наделало много шума как у нас, так и за рубежом и, пожалуй, что только сейчас иностранные СМИ начали отходить от истерики спровоцированной новыми образцами нашего оружия.
Во время презентации в видеоролике был показан истребитель «Миг-31», сбрасывающий ракету «Кинжал» во время атаки на корабль противника. Журналисты западных изданий отметили, что поначалу ракета летала ровно, но в какой-то момент изменила траекторию, что подразумевает наличие автономной боеголовки у первой ступени. В пользу этого говорит и форма «Кинжала», передняя часть которого очень напоминает двухступенчатую ракету.
Военные эксперты мира после выступления Путина разделились на два лагеря: первые заявили о том, что с появлением «Кинжала» АУГ (авианосные ударные группировки) США превратились в груду плавучего металлолома, в то время как другие принялись отчаянно разоблачать детище «российской пропаганды» говоря о том, что «Кинжал» является ничем иным, как ракетой 9М723 комплекса "Искандер", только авиационного базирования.
Нужно сказать, что ролик представленный президентом во время ежегодного послания, действительно, не вызывает ничего кроме сочувствия. Показанный «мультфильм» весьма посредственного качества и главное заключается в том, что судить по нему о «Кинжале» не совсем правильно. С огромной долей вероятности представленное на кадрах «изделие» ничего общего с настоящим «Кинжалом» не имеет и поэтому рассуждения западных специалистов, посмотревших ролик нельзя назвать объективными.
Путин говорил о том, что новая ракета обладает скоростью порядка 10 Махов, что тоже было поставлено под сомнение. Западники начали говорить, что реальная скорость «Кинжала» вряд ли превышает 5 Махов, что делает ее уязвимой для американских комплексов «Патриот».
Наши современные знания о гиперзвуковых скоростях дают основания выделить две серьезные проблемы боевой гиперзвуковой ракеты. Первая – это маневренность, которая заметно снижается, когда ракета набирает максимальную скорость и вынуждена далее идти к своей цели по прямой. Защитой современных гиперзвуковых ракет является минимальное время, которое есть у комплексов ПВО на обнаружение и уничтожение угрозы.
Второй проблемой является «плазменный кокон», в который попадает идущая на гиперзвуковой скорости «изделие», и который мешает работе систем самонаведения. То есть летать на гиперзвуковой скорости современные ракеты могут, но вот донаводиться даже на стационарную, не говоря уж о движущейся цели, не имеют возможности.
Теперь же, если просмотреть «мультфильм», показанный президентом, мы можем увидеть, что сначала ракета взмывает высоко в небо, затем – пикирует в район нахождения цели, после чего раздваивается (мы видим две траектории), и совершая немыслимые маневры атакует цель.
Из сказанного можно сделать вывод, что «Кинжал» представляет собой продвинутую версию наших аэробаллистических ракет, и, вероятно, работает также. Ракета взмывает в воздух, ускоряется до 10М, летит к цели, затем начинает сход в плотные слои атмосферы. Корпус ракеты отбрасывается за ненадобностью и дальше летит пара боеголовок, которые начинают энергично маневрировать в пространстве (вероятнее всего – уже не имея двигателя, только за счет набранной ранее скорости, т.е. подобно боеголовкам межконтинентальных баллистических ракет). Цели у маневров две – сбить с толку ПВО неприятеля и сбросить скорость для того, чтобы выйти из эффекта плазменного кокона, с тем чтобы включилась головка самонаведения, которая захватывает объект для дальнейшего уничтожения.
Опровергает ли это слова Путина? Отнюдь! В выступлении ВВП не сказано, что ракета на всем маршруте летит на 10М, и нет ни одного слова по поводу скорости ее боевых частей.
В то же время, если «Кинжал» работает именно так, что он к сожалению, не представляет собой «чудо-оружие», которое способно разорвать в клочья любую ПРО. Для того чтобы «включилась» ГСН, необходимо сбросить скорость махов до пяти, а сделать это надо в нескольких десятках километров от движущейся цели, чтобы иметь возможность скорректировать полет. Маневрирование для выхода на цель – опять потеря скорости и боеголовка подлетит к цели отнюдь не на 10 М, а хорошо если на 2-3. Такая БЧ все равно будет непростой целью, но уничтожить ее вполне возможно.
Стало быть, Путин в очередной раз приукрасил реальное положение дел, дабы напугать западных «друзей»? В том-то и дело, что не факт. Дело в том, что картину боевой работы «Кинжала» журналисты делают на основе общеизвестной информации, которая появилась десятки лет назад. Куда сейчас продвинулась наука и насколько более совершенными стали ракетные технологии можно только гадать, либо подождать до того момента, когда данные ракеты будут использованы по прямому назначению.
Дополнительные ссылки и традиционная форма поддержки канала:
группа в ВК - "Военный арсенал"