В XX веке во всем Мире происходили глобальные события и перемены. Человечество пережило 2 мировые войны, падения Империй, усиления роли социализма и коммунизма, освобождения колониальных республик от колонизаторов, образование и распад СССР, Югославии и многие другие события. Надежды верующих людей всего мира рухнули вместе с падением Российской и Османской Империй. Практически параллельно произошли 2 трагических события для Христиан и Мусульман:
- 1917 году в результате Революции пала Российская Империя, существовавшая с 1721 года (196 лет), оплот и защита Православных Христиан в Мире.
- 1923 году пал Османский Халифат (Империя) в результате прихода к власти младотурков*. Османская Империя была гарантией защиты Мусульман в мире с 1299 по 1923 гг (624 г).
СССР, образовавшиеся после распада Российской Империи начал борьбу с идеологией Церкви и Ислама, заменяя Веру на Социализм и Коммунизм. Турецкая Республика, в свою очередь перешла с Шариата** в Кемализму***. Таким образом, для христиан и мусульман перестали существовать символы и ценности, в которые они верили и опирались столетиями. Если у Христианского Мира для защиты своей Веры, была альтернатива в Ватикане, Южной и Северной Америке, то для Мусульманского мира распад Единственного Халифата был катастрофой в духовном плане. Ведь Османская Империя включала в себя обширные земли Африки и Европы, а также священные города Мекка, Медина, Иерусалим. На месте бывшей Османской Империи сейчас образовались более 40 стран...
24 июля 1923 года был подписан Лозанский Договор****. Согласно этому договору площадь новосозданной Турецкой Республики составила 783 562 км², что составляет всего 15 % от площади Османской Империи 5 200 000 км².
Все вышеперечисленные события, не могли не отразиться на трудах мыслителей, философов, духовных лидеров Исламского мира, которые впервые остались без Халифата. Функции Халифата, начавшиеся с самого Пророка Мухаммеда (сас), и продолжавшиеся Арабским Халифатом (Династия Омеядов), Халифатом Династии Аббасидов и затем Династии Османов, впервые некому было исполнять. Для заполнения вакуума, образованного в отсутствии Единого Исламского Центра в XX веке появляется так называемый "Политический Ислам". "Политический Ислам" или "Исламизм" - это пассионарное, мировое, идейное движение. Свою стратегическую цель ,сторонники идеи видят в построении основанного на «вечных и справедливых» законах Корана «исламского государства», где восторжествует «исламская социальная справедливость», опирающаяся на законы Шариата. Процесс вовлечения секулярно светской Турции в эту Мировую Мусульманскую идею связано с именем Неджметина Эрбакана.
Эрбакан – инженер, ученый, политик (лидер политической партии). Защитил кандидатскую диссертацию в Рейнско-Вестфальском техническом университете Аахена (Германия). в 1996-1997 годах – премьер-министр Турции (первый глава правительства происламских взглядов). Неджметтин Эрбакан посвятил свою жизнь «Национальному взгляду» ("Milli Görüş") – религиозно-политическому движению, имеющему глубокие корни в Турции.
В 1997 году под давлением военного истэблишмента он подал в отставку с поста премьер -министра страны, а через год конституционный суд запретил деятельность его партии и изгнал Эрбакана из политики. Созданные Эрбаканом партии закрывались судами из-за их происламских позиций. Эрбакан создал такие партии как:"Партия национального порядка"; "Партия национального спасения"; "Партия благоденствия (Refah Partisi)"; "Партия Добродетели"; "Партия Радости" (Saadet Partisi) . Все эти партии сегодня закрыты, кроме последней созданной партии Эрбакана "Партия Радости (Saadet Partisi)".
Неджметтин Эрбакан настоящий борец за права и свободы мусульман в Турции и во всем мире. Начиная с 1969 года и до конца своих дней - 27 февраля 2011 года Эрбакан отстаивал интересы мусульман в светской Турции, создавая многочисленные партии, ведя активную политическую борьбу как внутри Турции, так и на международной сцене. Именно Неджметтин Эрбакан считается Отцом основателем Политического ислама в своей стране, также Его считают "Учителем" первого происламского президента Турции - Реджеп Тайип Эрдогана.
20 октября 1991 года Реджеп Эрдоган вступает в созданную Эрбаканом "Партию благоденствия (Refah Partisi)". 15 января 1994 года Эрбакан, как лидер партии, выдвинул кандидатуру Эрдогана на пост Мэра Стамбула. Выиграв выборы на пост мэра Стамбула, Эрдоган начал внедрять идеи Эрбакана и со временем стал Премьер-министром и Президентом Турции. В 1998 году Турецкий Суд отправляет Эрдогана в тюрьму на 5 месяцев за цитирования "исламистских" стихов османского поэта Зии Гекальпа:
Наши штыки – минареты,
Наши шлемы – купола,
Наши бараки – мечети,
Наши солдаты – верующие...
После тюремного заключения Эрдогана и запрета очередной Партии Эрбакана, их политические пути расходятся. Некоторые специалисты отмечают, что "разрыв" в рядах происламского союза "Эрбакан-Эрдоган" был отвлекающим маневром для дальнейшего продвижения Эрдоганом новосозданной "Партии Справедливости и Развития (AKParti)" в 2001 году. Эрбакан был большим интеллектуалом, который предпочел пожертвовать своей кандидатурой и Партией, ради более высоких целей. И этот шаг оправдался, ведь происламская Партии Справедливости и Развития (AKParti) до сих пор правит в Турции с 2002 года, облегчая жизнь мусульман Турции, составляющей 85-90 % ее населения. В свою очередь Неджметин Эрбакан создал свою последнюю политическую партию "Счастье" (Saadet Parti), лидером которой оставался до конца своих дней 27 февраля 2011 года. "Партия Счастья" существует сегодня как Исламская правая партия и выдвинула свою кандидатуру на выборы в Президента страны 24 июня 2018 года.
Основные идеи "Национального Видения" Эрбакана заключались в укреплении Мусульман в Турции и в Мире, создании Большой Мусульманской Восьмерки стран (D-8), противодействие сионизму, капитализму, коммунизму, выхода Турции из НАТО и стратегического союза с США. "Учитель" Эрбакан( так его называют в Турции) умер на 84 году жизни 27 февраля 2011 года . На похоронах одно из влиятельных политиков двадцатого века в Турции и в Мусульманском Мире пришли более 1 миллиона людей. На похоронах участвовала вся политическая верхушка Турции и лидеры мусульманских стран.
Младотурки* политическое движение в Османской империи, которое начиная с 1876 года пыталось провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство.
Шариат** свод законов,правил, рекомендаций, моральный и религиозный кодекс регламентирующий рождение, жизнь, смерть мусульман и не мусульман в Исламском государстве (Халифат). Таким образом, Шариат в Халифате выступает не только в юридическом (Конституции, Уголовного и Административного Кодексов), но и нравственном, социально-этическом, межрелигиозном направлениях.
Кемализм*** официальная идеология Республики, выдвинутая Основателем Турции - Мустафа Кемал Ататюрком, она включает 6 направлений: народность; республиканизм; национализм; светскость, этатизм(гос.контроль в экономике); реформизм.
Лозанский Договор**** был подписан 24.07.1923 г. между Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, с одной стороны, и Турцией — с другой. Договор предусматривает уменьшение площади территории Османской империй до современных границ Турецкой Республики. Этот договор считается позорным в Турции и часто критикуется Эрдоганом.