Продолжение. Читайте первую часть.
Проектированием медицинского универсала на базе «Чайки» руководил известный инженер Артур Эйсерт – это он в свое время нарисовал авангардный РАФ-982 (впоследствии РАФ-2203 «Латвия»). Отвечал за заказ начальник бюро спецавтомобилей Юрис Пенцис.
Поначалу к машине пробовали приладить высокую крышу, как это сделано на большинстве «санитарок» на базе легковых автомобилей. Различные варианты будущего кузова с высокой крышей обрисовывали на обычных фотографиях ГАЗ-13, лепили масштабные макеты из пластилина, но позже от столь серьезной переделки кузова отказались, сделав крышу универсала простым продолжением уже существующей крыши.
В салоне, рядом с носилками, отвели два места для персонала одно в изголовье, другое сбоку, с правой стороны от носилок (по ходу движения). Запасное колесо, которое у обычной «Чайки» размещалось в багажнике, убрали в нишу за левой задней дверью. Эта дверь на санитарной машине все равно не использовалась по прямому назначению, так как по всему левому борту устанавливалось медицинское оборудование, в том числе кронштейн для капельницы.
По правому борту машины, возле задней двери, предусматривалось место для кислородных баллонов и портативный дефибрилятор (аппарат для электроимпульсной терапии нарушений сердечного ритма). Необходимое медицинское оборудование на заводе не устанавливали, лишь предусматривали для него место, а оснащали машины уже в Москве.
Как по Волшебству
Из Горького в Ригу поступили обычные серийные седаны. На РАФе их пришлось частично разобрать, срезать часть крыши и багажника, приварить к оставшемуся каркасу кузова более длинную, сваренную из трех частей крышу, а сзади навесить пятую распашную дверь.
Внутри салона, сразу за передними сиденьями, установили перегородку, аналогичную перегородке на лимузине ГАЗ-13А, чтобы отделить медицинский салон от кабины водителя.На потолок, над водительским местом, вывели три клавиши управления светом в санитарном помещении.
Столь серьезная переделка базовой модели позволяла рижанам с полным правом установить на задней двери готовых машин, рядом с родной эмблемой «Чайки», собственный логотип «РАФ».
«Начинка» машины оставалась без изменений: двигатель, гидромеханическая коробка передач, рулевой механизм, тормоза, мосты. Только в задние рессоры с учетом возросшей массы (более 3 т вместо 2660 кг) вводили два дополнительных листа – всего получалось по десять листов.
Все, что в СССР обычно «доставали» и «пробивали», для такого заказа появлялось как по волшебству: стекла, хромированный пруток для занавесок из дорогой белой материи, детали для крышки багажника. Разумеется, никакой санитарной символики — красных крестов, надписей на машинах не было.
Поскольку конструкция автомобилей принципиально не менялась, испытания не предусматривались. Но понимая, что такой заказ может быть не последним, на заводе подготовили рабочие чертежи ГАЗ-13С. И действительно, подобные бумаги с красной полосой стали приходить ежегодно.
Позже ГАЗ-13С изготавливали не только для Четвертого Главного управления Минздрава, но и для нужд Министерства обороны, где была своя система медицинского обслуживания высших военных чинов. По разным оценкам до 1982 года было построено примерно полтора десятка универсалов ГАЗ-13C.
Скорая для тропиков
В 1982-м два универсала вернули на завод в Ригу – их предстояло переоборудовать по специальному заказу из Вьетнама. Эти автомобили понадобились вьетнамцам для эвакуации тела их вождя Хошимина из мавзолея в случае начала войны с Китаем: отношения между двумя странами в тот момент резко обострились.
У автомобилей должно было быть лишь два боковых окна в передних дверях, но главное их предстояло оснастить кондиционерами. В Ханое под мавзолеем работал целый завод, обеспечивавший внутри температуру 16 °С. И в «Чайке» температура должна была оставаться такой же – и это в тропическом климате!
Отечественные кондиционеры были слишком громоздкими, и пристроить их в «Чайку»-универсал не получилось. В результате машины оснастили японскими кондиционерами.
Климатические испытания проходили в Горьком. При работе в тропическом климате агрегаты автомобилей не должны были перегреваться, поэтому с особой тщательностью отслеживали все температуры, вплоть до масла в коробке передач.
Перед отправкой машин во Вьетнам сопровождавшего их рижанина Юриса Пенциса напутствовали так: «Из Ханоя ты или с почетом вернешься в Ригу или... в Сибирь». Но заказчики остались довольны.
С 1983 года, после прекращения выпуска Горьковским автозаводом автомобилей ГАЗ-13 «Чайка», медицинские спецмашины для представителей высших эшелонов власти стали строить на базе новой «Чайки» ГАЗ-14. Примечательно, что новая медицинская машина все-таки получила высокую крышу, а заодно и индекс по новому стандарту РАФ-3920.