Мы не вправе пройти мимо Дня медработника (или если угодно – Дня медика), учреждённого ещё в СССР. (Кстати, по данным Минздрава, продолжительность жизни в России превысила 72 года – и это считается рекордным достижением).
…Таким образом, хоть в первую сотню мы пока не вошли, дела в этой области, всё же, обстоят несколько лучше, чем принято говорить… и потом – если мы обратимся в отдалённое прошлое, то услышим всё то же самое!.. Да, Гомер восклицал: «Сотни воителей стоит один врачеватель искусный!»; да, Гиппократ заявил: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств!» – но он же (кстати, лицо заинтересованное!) признавал: «Лечит болезни врач, но излечивает – природа»... «Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств», – дополняет Авиценна.
Что же другие авторитеты?.. «Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее», – мрачно констатирует Плутарх. «Иные лекарства опасней самих болезней», – солидаризуется Сенека. А Уильям наш Шекспир и вовсе произносит вполне современно звучащее: «Разбойник требует: кошелёк или жизнь. Врач отнимает и кошелёк, и жизнь».
«Когда человек долго болеет, он становится более сведущим, чем сам врач», – это уже Оноре де Бальзак. И, наконец, Наполеон в несвойственной ему пространной манере: «Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нём жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы будете мешать лекарствами».
P.S. Значит ли это, что процитированные авторитеты всю жизнь обходились без врачей?.. Ну, вряд ли… Может – не всегда везло. Бехтерев сказал: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это – не врач». Но Бехтерев-то был один… возможно, мы, пациенты, слишком требовательны к любому человеку в белом халате?.. Впрочем, это – совсем другая история.