Особенности личности подростка заключаются в направленности подростка, самопознании, самооценки и самоопределении.
Виды направленности в подростковом возрасте
В подростковом возрасте выделяют следующие виды направленности личности:
- гуманистическая направленность - направленность, характеризующая положительное отношение и оценку подростка самого себя и общества;
- эгоистическая направленность - направленность на себя, подросток оценивает себя более значимо, чем общество;
- депрессивная направленность - низкая оценка своих способностей и себя в целом, подросток не считает себя значимым, общество оценивает положительно;
- суицидальная направленность - подросток обесценивает и себя и общество, не видит ни своей ценности, ни общества.
Самопознание и психологический кризис
В подростковом возрасте, дети перестают копировать поведение взрослых, перестают зависеть от их оценок, все больше опираются на свои внутренние критерии оценки ситуации. Самооценка формируется в результате самопознания.
Самопознание - форма понимания себя, где ребенок, сравнивая себя с другими детьми, лучше узнает самого себя. Рефлексия открывает подростку понимание несовершенства окружающих людей и себя, для подростка это тяжелая информация, вгоняющая его в психологический кризис.
Пройдя через кризис - ребенок приобретает такие знания о себе, о которых он и не догадывался. Кризис делает его знатоком психологических глубин своего "Я", дает возможность идентификации с собой и другими, дает возможность приобретения опыта обособления.
Как формируется самооценка подростка
Формирование самооценки в подростковом возрасте происходит в ходе общения со взрослыми, в ходе общения с окружающими людьми.
Самооценка сильно влияет на поведение, подросток ведет себя ровно настолько, насколько оценивает себя.
Самоопределение и выбор профессии
В конце переходного периода, развитое самосознание подростка приводит к возникновению самоопределения.
Самоопределение, по мнению Л. И. Божович, является психологическим новообразованием подросткового возраста, характеризующим осознания себя как члена общества и понимания вклада, который может быть оказан обществу его новым членом.
Самоопределение подразумевает выбор профессии, который должен сделать подросток заканчивая школу. Самоопределение основано на мировоззрении подростка, способностях, личных интересах, стремлениях и желаниях, с учетом возможных обстоятельств.
Иллюстрация pixabay.com