Найти тему

Виола Леонардо да Винчи

Замысловатые и тяжеловесно-изящные очертания колёсной арфы напоминают о стимпанке. Её и в самом деле легко представить в какой-нибудь чопорной викторианской гостиной (а ещё легче представить в гостиной фантастической, стимпанковой).

Колёсная арфа мастерской Antiquity Music.
Колёсная арфа мастерской Antiquity Music.

Но это современное изобретение. Колёсные арфы созданы Джоном Джонсом в мастерской Antiquity Music, запатентованы и изготавливаются только там.

А ещё это, конечно, никакая не арфа (как и "морская труба" — не труба).

С точки зрения науки об инструментоведении это — смычковое фортепиано.

Дело в том, что арфа — прежде всего щипковый инструмент: звук получается, когда пальцем цепляют за струну. Щипковый и при этом клавишный инструмент существует давным-давно и всем известен — это клавесин. Когда клавесин усовершенствовали и превратили в фортепиано, получился инструмент ударно-клавишный. Внутри фортепиано каждой клавише соответствует молоточек, обёрнутый войлоком. Нажатие клавиши означает удар молоточка по струнам.

Механика фортепиано.
Механика фортепиано.

У колёсной арфы нажатие клавиши прижимает звучащую струну к специальному барабану, натёртому канифолью.

Канифоль — специальное вещество, которое усиливает трение и уменьшает риск проскальзывания. Канифолью натирают смычки струнных инструментов, таких, как скрипка.

Этот барабан действует как огромный смычок. Для всех струн колёсной арфы он один. Педали не идентичны педалям фортепиано и выполняют другие функции: левая глушит звук, а правая управляет громкостью.

Колёсная арфа со всех сторон.
Колёсная арфа со всех сторон.

По словам изобретателя, предназначение колёсной арфы — заменить всю струнную группу оркестра одним инструментом. Понадобится она тем композиторам и звукооператорам, которым не нравится искусственный тембр синтезированных звуков, но при этом хочется сэкономить на составе ансамбля. Вдохновлялся создатель колёсной арфы древним инструментом — колёсной лирой...

Колёсные лиры.
Колёсные лиры.

...а ещё — одной из невоплощённых идей Леонардо да Винчи, Viola organista.

Набросок Леонардо. Видны клавиши и колесо с ремнём, который выполняет роль смычка.
Набросок Леонардо. Видны клавиши и колесо с ремнём, который выполняет роль смычка.

Как и другие идеи великого Леонардо, виола органиста увлекала многих мастеров. Не раз её пытались построить.

Наброски Леонардо относятся к XV веку, 1488-1489 годам, и вошли в "Кодекс Атлантикус". Впервые инструмент построил Ганс Хейден в 1575 году. Получилось у него немного иначе: вместо одного ремня или барабана в его виоле их несколько.

Виола органиста Ганса Хейдена, иллюстрация из книги Михаэля Преториуса "Устройство музыки" ("Syntagma musicum").
Виола органиста Ганса Хейдена, иллюстрация из книги Михаэля Преториуса "Устройство музыки" ("Syntagma musicum").

Вторую попытку сделал Георг Ганди из Тюрингии в 1709 г. Он назвал свой инструмент "фортепиано-виолой". В 1741 г. смычковое фортепиано построили независимо друг от друга сразу два изобретателя — Ле Вуа в Париже и Хохфельд в Берлине.

Эксперименты продолжались в XVIII и XIX веках и возобновились в конце XX века. Виолу органисту создал в Японии Акио Обути, а в Польше — Славомир Зубржицкий.

Заметим, что и у польской, и у японской версий модели барабанов пять, как у версии Хейдена. То есть колёсная арфа Джонса всё-таки ближе к изначальной мысли Леонардо.

Если говорить о качестве звука, то выигрывает, пожалуй, польская версия. Она приятней по тембру и, похоже, допускает больше штрихов, то есть разновидностей звука.

Ведь струнная группа оркестра — это не только звукоряд от нижней струны контрабаса до высочайшего звука скрипки. Это ещё и множество способов звукоизвлечения: стаккато (отрывистый звук), спиккато (щипок струны) и так далее. Смычковым фортепиано всё это многообразие неподвластно. Вряд ли они смогут заменить струнный ансамбль...

Но у колёсной арфы есть и собственная индивидуальность. Её мрачноватый тембр и бесконечно-тягучий звук напоминают скорей смягчённый звук органа, нежели фортепиано или струнного ансамбля. Инструмент заинтересовал музыкантов. Колёсная арфа звучит в песне Бьорк "Чёрное озеро" из альбома "Vulnicura".

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!