Замысловатые и тяжеловесно-изящные очертания колёсной арфы напоминают о стимпанке. Её и в самом деле легко представить в какой-нибудь чопорной викторианской гостиной (а ещё легче представить в гостиной фантастической, стимпанковой).
Но это современное изобретение. Колёсные арфы созданы Джоном Джонсом в мастерской Antiquity Music, запатентованы и изготавливаются только там.
А ещё это, конечно, никакая не арфа (как и "морская труба" — не труба).
С точки зрения науки об инструментоведении это — смычковое фортепиано.
Дело в том, что арфа — прежде всего щипковый инструмент: звук получается, когда пальцем цепляют за струну. Щипковый и при этом клавишный инструмент существует давным-давно и всем известен — это клавесин. Когда клавесин усовершенствовали и превратили в фортепиано, получился инструмент ударно-клавишный. Внутри фортепиано каждой клавише соответствует молоточек, обёрнутый войлоком. Нажатие клавиши означает удар молоточка по струнам.
У колёсной арфы нажатие клавиши прижимает звучащую струну к специальному барабану, натёртому канифолью.
Канифоль — специальное вещество, которое усиливает трение и уменьшает риск проскальзывания. Канифолью натирают смычки струнных инструментов, таких, как скрипка.
Этот барабан действует как огромный смычок. Для всех струн колёсной арфы он один. Педали не идентичны педалям фортепиано и выполняют другие функции: левая глушит звук, а правая управляет громкостью.
По словам изобретателя, предназначение колёсной арфы — заменить всю струнную группу оркестра одним инструментом. Понадобится она тем композиторам и звукооператорам, которым не нравится искусственный тембр синтезированных звуков, но при этом хочется сэкономить на составе ансамбля. Вдохновлялся создатель колёсной арфы древним инструментом — колёсной лирой...
...а ещё — одной из невоплощённых идей Леонардо да Винчи, Viola organista.
Как и другие идеи великого Леонардо, виола органиста увлекала многих мастеров. Не раз её пытались построить.
Наброски Леонардо относятся к XV веку, 1488-1489 годам, и вошли в "Кодекс Атлантикус". Впервые инструмент построил Ганс Хейден в 1575 году. Получилось у него немного иначе: вместо одного ремня или барабана в его виоле их несколько.
Вторую попытку сделал Георг Ганди из Тюрингии в 1709 г. Он назвал свой инструмент "фортепиано-виолой". В 1741 г. смычковое фортепиано построили независимо друг от друга сразу два изобретателя — Ле Вуа в Париже и Хохфельд в Берлине.
Эксперименты продолжались в XVIII и XIX веках и возобновились в конце XX века. Виолу органисту создал в Японии Акио Обути, а в Польше — Славомир Зубржицкий.
Заметим, что и у польской, и у японской версий модели барабанов пять, как у версии Хейдена. То есть колёсная арфа Джонса всё-таки ближе к изначальной мысли Леонардо.
Если говорить о качестве звука, то выигрывает, пожалуй, польская версия. Она приятней по тембру и, похоже, допускает больше штрихов, то есть разновидностей звука.
Ведь струнная группа оркестра — это не только звукоряд от нижней струны контрабаса до высочайшего звука скрипки. Это ещё и множество способов звукоизвлечения: стаккато (отрывистый звук), спиккато (щипок струны) и так далее. Смычковым фортепиано всё это многообразие неподвластно. Вряд ли они смогут заменить струнный ансамбль...
Но у колёсной арфы есть и собственная индивидуальность. Её мрачноватый тембр и бесконечно-тягучий звук напоминают скорей смягчённый звук органа, нежели фортепиано или струнного ансамбля. Инструмент заинтересовал музыкантов. Колёсная арфа звучит в песне Бьорк "Чёрное озеро" из альбома "Vulnicura".
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!