Найти в Дзене
Bella Vorobeva

Как Питер-Пауль Рубенс выпросил у жены шубку.

Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости», фрагмент
Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет с женой Изабеллой Брант на фоне жимолости», фрагмент

Рубенс - вот "мистер Дзен" своего времени, настолько обласканный славой и почестями персонаж, что ныне как-то и не совсем ловко признаться в благорасположении к его сотворениям.

А что бы и не побрюзжать? Наследие творца - около двух тысяч единиц. 2000 ! Это при том, что есть и потеряшки, да и вдова в свое время, говорят, подтопила камин родового замка парочкой полотен. Возможность штамповать гениальные творения в таких количествах весьма неочевидна, стало быть есть к чему придраться, есть.

Секрет такой производительности труда не в многостаночной работе без отгулов и выходных. Питер-Пауль,он же Пьетро-Паоло, он же Пьер Поль и т.д., в зависимости от страны проживания и официального места работы, был Илоном Маском своего дремучего времени.

"Вознесение Марии". Часто церкви платили пофигурно. Стало быть, если осталось свободное место - заполни его ангелочками.
"Вознесение Марии". Часто церкви платили пофигурно. Стало быть, если осталось свободное место - заполни его ангелочками.

🔹Организовал концерн по производству произведений декоративного искусства. Отбирал крепких, уверенных ремесленников по принципу : этот отлично рисует пейзажи (Ян Брейгель-старший), тот непревзойден в натюрмортах, а собачки этого мастера того гляди повыскакивают с полотен да и закусают зрителей, проливающих слезы восторга над его полотнами.

Эдемский сад с грехопадением. Вся флора и фауна - от Яна Брейгеля
Эдемский сад с грехопадением. Вся флора и фауна - от Яна Брейгеля

🔹Нормально, он-генератор идей и маэстро, наводящий предпродажный лоск товарам, эскизы, композиция - в его ведении, а мелкая нудная работа - это для офисного планктона. 🔹Насчет сюжетных ходов тоже особо не парится : запросто может тиснуть композиционный расклад у Караваджо, а фигуры написать в технике Тициана и прочих Веронезе.

Вот это "Положение во гроб" Рубенса...
Вот это "Положение во гроб" Рубенса...

Упс! а это более раннее - Караваджо
Упс! а это более раннее - Караваджо

🔹 И все же приводит любое полотно к своему, рубенсовскому развороту, давая ударное количество пухлотелых девственниц, пленяемых ( толкаемых, щупаемых, харрасментируемых) бодрыми поджарыми мачо. Уж извините - гендерный мейнстриминг маэстро полностью соответствует времени - все по господину Кончаловскому: дама мечтает, чтоб ее завоевывали во всех доступных форматах, а парни, собственно, мечты барышень воплощают.

"Марс и Рея Сильвия". Какой энергичный Марс! Вот прям : "Ты опять кросс-фит пропустила, пухляшка? Поднимай бампер - и тридцать бёрпи для начала!"
"Марс и Рея Сильвия". Какой энергичный Марс! Вот прям : "Ты опять кросс-фит пропустила, пухляшка? Поднимай бампер - и тридцать бёрпи для начала!"

🔹Бизнес идет, маэстро подрабатывает дипломатом, не чураясь также шпионских командировочных и заодно расширяя клиентуру повсюду, где только не находит себя заброшенным судьбой и нелегким ремеслом героя-разведчика. Дом - полная чаша. В престижном районе Антверпена, переделанный под генуэзское палаццо по личным эскизам главного художника всех европейских дворов того времени ( его собственным эскизам ).

Дом на улице Ваппер современники считали самым красивым зданием города. Мэтр доводил его до совершенства с 1611 до 1616г. По тем временам долгострой.
Дом на улице Ваппер современники считали самым красивым зданием города. Мэтр доводил его до совершенства с 1611 до 1616г. По тем временам долгострой.

🔹Беда подкралась с неожиданного фланга. Чума, лишь хвостом задевшая Голландию, унесла в 1626 году 34-летнюю фрау мастера, Изабеллу Брант, мать его троих детей, Серены, Николаса и Альберта (Серена умерла за три года до этого трагического события).

"В жимолостной беседке"(1609) - очаровательнейший свадебный автопортрет с первой женой.
"В жимолостной беседке"(1609) - очаровательнейший свадебный автопортрет с первой женой.

То ли испытывая тягостный ресентимент к месту, так напоминающему о верной супруге и доброй хозяйке, то ли заскучав на посту многодетного вдовца, маэстро Питер-Пауль вновь берется за старое : шпионские игры для настоящих пацанов.

Предварительно содействовал формированию устойчивой мотивации у членов своего художественного учреждения. Сказал что хватит, мол, аллегорий, мифологических сюжетов - давайте воспоем охоту! Так, кто у нас тут мастер по крокодилам и прочим бегемотам? Франц Снайдерс? А пейзажики кто возьмет? Ван Дейк? Да припишу твое имя, не дрейфь - все по-честному! Давайте, ребята, кисти вам в руки, я поехал спасать мир!

Охота на тигров и львов. Животных обычно выписывал Франс Снейдерс.
Охота на тигров и львов. Животных обычно выписывал Франс Снейдерс.

Испания, Англия, Франция, опять Голландия, шифровка писем столь же мудреная, как композиционный разброс фигур на его огромных полотнах : там многовато рук, здесь ноги лошади переплелись с ногами героев, тут розовые лепестки богатых телес грешниц осыпаются с небес аки манна небесная на радость остолбеневшим от счастья волосатым чертякам - ничего не поймешь, но прекрасно до слез.

Страшный суд
Страшный суд

Филипп IV недоволен, что этот выскочка Рубенс уже позволяет себе улаживать государственные вопросы самого высшего порядка, между делом торгуясь с герцогом Бекингемом по продаже своей коллекции картин.

Герцог Бэкингем. Тот самый любитель чужих подвесок.
Герцог Бэкингем. Тот самый любитель чужих подвесок.

Инфанта Изабелла говорит, что и рада бы уволить, да секретные письма настолько глубоко зашифрованы, что все переделать - займет месяцы, а то и годы... Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу. Возможно, именно в этот момент мастер понял, что устал и хочет домой, к детям. Он быстренько выбил себе звание рыцаря при английском, а вскоре и при голландском дворе - и вернулся в родной Антверпен...

Комната в антверпенском доме великого маэстро
Комната в антверпенском доме великого маэстро

🔹 С Даниэлом Фоурманом, богатым торговцем коврами и шпалерами, Питер-Пауль был знаком достаточно давно - тот был в родстве с его почившей фрау Изабеллой. Рубенс удачно толкал тому свои эскизы ( коих еще во время учебы в Италии нарисовал тьмы ) для гобеленов и ковровых дорожек.

Цвета Рубенса сложно было передать на гобеленах. Это эскиз...
Цвета Рубенса сложно было передать на гобеленах. Это эскиз...

А на выходе получалось примерно так. Это уже шпалера.
А на выходе получалось примерно так. Это уже шпалера.

🔹 Это старшая дочь бизнесмена, Сусанна, числилась лютой соблазнительницей. Ее портрет был писан где-то между 1622-1625 годом. Папаша Даниэл, присутствуя на сеансах, угощая родственника жирной селедкой, жаловался на нелепую долговечность гобеленов, угрозу мировой революции и плодовитость своей жены - 11 детей, перед соседями же стыдно! Скорей бы эту Сусанну замуж сдать, женихов полно, а толку... А вон малая бегает, Елена - ну иди сюда, воробушек, папка тебя поцелует...

Портрет Сусанны Фоурмен. 1625 г.
Портрет Сусанны Фоурмен. 1625 г.

🔹Прошло несколько лет - Рубенс, уже пенсионэр республиканского значения, заслуженный художник семи объединенных провинций, дважды рыцарь и состоятельный человек, вновь забежал к Фоурманам. И тут вся его ганглионарная нервная система взъерошилась и заработала в режиме : вижу ЕЕ- хорошо, не вижу ЕЕ ... надо бежать чтоб видеть.

Этот 15-летний ангел сразил прожженного гения
Этот 15-летний ангел сразил прожженного гения

Не находя возможным сдерживать свои компульсивные порывы, таскался в дом к Фоурманам то под предлогом забытой кисточки, то с тысячным ненужным эскизом к шпалере, то вообще "а что у вас на ужин, а то у меня опять макароны с тушенкой"...

Надоел папе настолько, что тот выстроил перед ним весь женский штат своего жилища ( включая мать семейства, вечно шпионящую из-под какого-нибудь гобелена) и велел определяться. Питер - Пауль, покрывшись красными пятнами, неожиданно изменившим ему голосом пискнул : "Елену Даниловну хочу!" Тут папеньку толкнул в бок постоянно бодрствующий купеческий дух, и они хором протараторили : " Эту без приданного. Младшенькая, сам понимаешь - и не накопили пока, и красавицавсявпапу - и так с рук сбуду."
Рубенс. Портрет Елены Фоурмен в свадебном платье
Рубенс. Портрет Елены Фоурмен в свадебном платье

Свадьбу сыграли в декабре 1630. Порвали, как положено, две лютни, сгрызли пять свирелей - и вот молодая, в прямом смысле этого слова ( девочке было всего шестнадцать, когда она вошла в дом 53-летнего маэстро) на десять лет стала хозяйкой жизни, судьбы и творчества кавалера Рубенса, секретаря закрытого совета Его Величества, получившего дворянский титул от английского и испанского королей, художника, уже признанного великим. Тут шальным императрицам предлагаю сдержать свои эмоции и обвинения в педофилии : во-первых, время другое, а во-вторых, все-таки гений-антрепренер. Да и к папе в этой ситуации у меня гораздо больше вопросов, хотя...

За десять лет Елена родила своему главному обожателю пятерых детей.

Елена Фоурмен с детьми. А вот и источник вдохновения Ренуара!
Елена Фоурмен с детьми. А вот и источник вдохновения Ренуара!

Младшая дочь родилась уже после смерти Рубенса. А сколько вдохновения сумел добыть из этого молодого кресала почтенный мастер! Теперь он часто пишет только для себя. Портреты, мифологические сюжеты, аллегории - в центре любой композиции царит ОНА, бело-розовая, мягкая, словно пастила, прекрасная Елена.

Рубенс. "Вирсавия у фонтана"
Рубенс. "Вирсавия у фонтана"

Он обожает ее ямочки на коленках, каждая жилка под ее кожей заставляет дрожать и вихриться все его подержанное естество, а золото ее волос сравнимо с блеском дорогих украшений, коими художник заваливает юную жену*. Нам повезло, что гению досталась не чопорная испанская фрейлина, а симпатичная девчонка из среднего класса, избалованная, милая, капризная. Она не утруждается приклеиванием показного равнодушия и снисходительности к выражению своего прекрасного личика.

"Агарь в пустыне". Вся драма лишь в неудобной позе
"Агарь в пустыне". Вся драма лишь в неудобной позе

Даже неодаренный внимательностью зритель отлично видит : вот здесь ей не по себе, там она откровенно скучает, с детьми-нежна и излучает положенные материнские флюиды, тут вопит, что ей неудобно и шея затекла, а в платье от знаменитого дизайнера чувствует себя королевой.

Уже не девчонка. И да, сейчас ей все очень нравится.
Уже не девчонка. И да, сейчас ей все очень нравится.

🔹 Как дедуля заставил девчонку позировать голышом? Могла ли отказаться? Да спокойно могла, думаю. Пожаловаться духовнику, пригрозить, что уйдет к босоногим кармелитам, пообещать добавить жабу в щи... Да где уж малышке было тягаться с одним из самых блестящих умов современности, философом, говорящим на шести языках и шифрующим дипломатическую переписку самых мощных европейских государств!

"Три грации" - и тут любимые черты
"Три грации" - и тут любимые черты

🔹 Один из самых личных, невероятных в своей откровенности портрет "Шубка" был поначалу писан как поясной. То есть, старый хитрец вначале уговорил благоверную на топлесс. Всю сессию охал и цокал языком, до чего ж красивые у барышни ноги. И шубу еще одну пообещал, и на операцию по удалению шишек на ногах подкинуть, и что следующий портрет будет в красивом платье от Дриса ван Нотена. Так за разговором и понадставлял досочки к будущему шедевру - одну за другой ( портрет написан на дубовой панели). Долго уговаривал - вон на ножках еще следы от подвязок не разошлись - вмятинки видны - боже! Как это красиво! Так здорово получилось, что даже фон закрасил темным ( при просвечивании обнаружили рядом фонтан с гипсовыми львами).

 "Шубка" (ок.1638 г.)
"Шубка" (ок.1638 г.)

🔹В последние годы жизни почетный гражданин Антверпена сильно мучился от подагры. То ли белила были такие вредные, то ли работал многовато - руки практически парализовало.

Автопортрет ок.1638 г. Похож на Смирницкого в роли Портоса, правда?
Автопортрет ок.1638 г. Похож на Смирницкого в роли Портоса, правда?

Но жена вдохновляла до последнего - недаром пятое дитя родилось аж через 7 месяцев после смерти маэстро.

"Шубку" художник завещал Елене лично. Мол, хочешь - в спальне повесь, хочешь - сауну растопи. Говорят, хотела сжечь. Что, вроде как, кардинал местный через духовника очень уговаривал пощадить шедевр. Так понимаю, что задумала, чтоб поуговаривали. Ведь если человек хочет - онА и сожжет не спрашивая, и разрежет на лоскутки, и на новом гелендвагене экса нацарапает, что козел. Не собиралась жечь, неа.

Тем более - было кому показать. Дело-то молодое, на момент смерти мужа вдове было ... 26 лет! Она была хороша. Она была богата. Она была очень богата. Неудивительно, что Елена моментально встретила свою любовь - молодого аристократа, дипломата Яна-Баптиста Ван Брукховена. Дала склонить себя к неформальным отношениям, родила мальчишку и лишь после этого решила выйти за своего Яна-Баптиста замуж и прожить в счастливом браке еще лет тридцать.

Подписывайтесь на канал Bella-historia-Vo и не пропускайте мои следующие исторические посиделки!

Хотите поприсутствовать на публичных родах Марии-Антуанетты? Читайте.

* "В качестве свадебных подарков дочь обойщика и любителя изящных искусств Даниеля Фоурмена получила пять золотых цепей, в том числе две украшенные бриллиантами и одну - черно-белой эмалью, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, бриллиантовые серьги, золотой якорь, усыпанный бриллиантами, еще один крупный бриллиант, привезенный из Англии (возможно, тот самый, что Рубенс получил от Карла I), золотые и эмалевые пуговицы, кошелек, полный золотых монет - одним словом, подарки, достойные невесты придворного живописца и кавалера Питера Пауэла Рубенса, без пяти минут сеньора де Стена. Кроме драгоценностей он преподнес ей целый ворох платьев из парчи, шелка, бархата, атласа и газа, меха и экипажи с лошадьми. Все это великолепие мы воочию увидим на ее многочисленных портретах." Мари-Анн Лекуре. "Рубенс"

Нимфа и Сатир
Нимфа и Сатир
"Туалет Венеры". Эта попа переходила из картины в картину.
"Туалет Венеры". Эта попа переходила из картины в картину.
Похищение дочерей Левкиппа. Здесь парни больше переживают что связались. А девушка словно говорит как в том мультике : " Ну я же соскальзываю!"
Похищение дочерей Левкиппа. Здесь парни больше переживают что связались. А девушка словно говорит как в том мультике : " Ну я же соскальзываю!"

Вот иногда прослеживается мысль, что ангелы - это очень полезный маленький шмяк для уравновешивания композиции. На "Похищении" парнишку явно пририсовали для симметричной гармонии с лошадиными ногами.

"Сатир и девушка". Сатир вышел настолько удачным, что тоже путешествовал от картины к картине. И впрямь чертовски хорош! Редкий дачный кооператив не может похвастаться таким соседом дядей Колей, что и грядку вскопает, и если выпить - то завсегда.
"Сатир и девушка". Сатир вышел настолько удачным, что тоже путешествовал от картины к картине. И впрямь чертовски хорош! Редкий дачный кооператив не может похвастаться таким соседом дядей Колей, что и грядку вскопает, и если выпить - то завсегда.

 "Суд Париса". В главной роли вновь жена режиссера картины
"Суд Париса". В главной роли вновь жена режиссера картины

Людовик XIV излучал ужасное амбре. И дело было не только в гигиене.

Заполучив свой личный замок, Рубенс наслаждался жизнью обычного селянина. "Вакх" написан для себя - гимн разнузданности и сожаление о многолетних пуританских преференциях. И, кстати, первый целлюлитный мужик без автозагара.
Заполучив свой личный замок, Рубенс наслаждался жизнью обычного селянина. "Вакх" написан для себя - гимн разнузданности и сожаление о многолетних пуританских преференциях. И, кстати, первый целлюлитный мужик без автозагара.

"Сад любви" или очередной квест "найди Елену" (в синем платье)
"Сад любви" или очередной квест "найди Елену" (в синем платье)

Как хромоножка покорила самого солнечного из королей.

.