В то время как первая часть из опытной партии «Першингов», уже завершили зачистку Кельна, остальным танкам только предстояло пересечь Рейн. Седьмого марта командира роты А, 27-го танкового батальона, срочно вызвали на командный пункт. Там лейтенанта Тиммермана известили, что его подразделение будет в авангарде будущего наступления.
Кто первым пересек Рейн?
Танки роты «А» начали свой путь к Рейну, промежуточной целью которого был железнодорожный мост Людендорф. На подходе к нему подразделение ждала засада: пехотинец успел выпустить снаряд из гранатомета, но ответный огонь не только подавил противника, но и заставил немецких пехотинцев сдаться. Мост был цел, и подразделению приказали его оборонять, для чего предстояло захватить примыкающий к нему городок Ремаген, на противоположном берегу.
В 15:20 Тиммерман зашел на мост, сделав жест остальным пехотинцам «следую за мной». Когда все 120 человек были на мосту, в одной из его опорных башен зазвучал немецкий пулемет, который замолк после попадания из 90-мм орудия «Першинга». Следующее пулеметное гнездо было в полузатопленной барже у моста, и оно повторило судьбу первого. Экипажи «Першингов», уверенные в своих машинах, стремились быть первыми, но не сложилось. Первыми танками, пересекшими Рейн по этому мосту, стали «Шерманы», ибо инженеры посчитали, что мост не выдержит 46-тонные машины.
Экипаж уникального танка
Чем ближе становилось падение Германии, тем ожесточеннее было сопротивление. А значит, и для экипажей M26 еще были подходящие задачи. 21 апреля 1945 года, в окрестностях немецкого городка Дассау, что расположился на стыке рек Мульде и Эльба, произошла весьма примечательная танковая дуэль. В тяжелом поединке американским танкистам пришлось сражаться с Tiger Ausf B – «Королевским Тигром», иначе говоря. Но без предыстории тут не обойтись.
«Першинг» был ведом опытным экипажем под командованием старшего сержанта Джозефа Матиры. Этот солдат был умелым танкистом, и уважаемым командиром, но с необычной для танкиста особенностью – клаустрофобией. По этой причине, даже в бою он предпочитал стоять в люке, за рукоятками 12,7-мм «Браунинга». Несмотря на повышенный риск, это давало и определенные преимущества в виде лучшей осведомленности на поле боя. Наводчиком в этом экипаже был Джон Ирвин, бросивший в 1944 году школу.
Оба танкиста состояли в роте I, 33-го полка, 3-й танковой дивизии, и прошли серьезный боевой путь. Углубившись на 20 километров от плацдарма в Ремагене, в башню танка угодил 88-мм снаряд, который, к счастью, оставил в живых членов экипажа. В составе оперативной группы Уэлборна им пришлось вступить в дуэль с замаскированной самоходкой в боях за Альтенкирхен. А 28 марта танкисты участвовали в тяжелых боях в Падеборне, где на вражеской стороне были танкисты из центра подготовки танковых экипажей СС. Входе этого боя машина Матиры была серьезно повреждена, но экипажу снова удалось спастись. А уже первого апреля случилось столкновение с немецким Tiger I. И снова несказанное везение – несмотря на ряд рикошетов, которыми оборачивались попадания из американской пушки, осколочно-фугасный снаряд заставил экипаж покинуть свою машину.
Super Pershing
Если ты, уважаемый читатель, уже дошел до этого места, то наверное, тебя терзает вопрос: а к чему здесь описание боев экипажа Sherman? Ведь речь о «Першинге»! А связь есть. После боев за Падеборн, группа Уэлборна выдвинулась по направлению к реке Везер, достигнув ее уже 7 апреля. А спустя три дня M4 Serman сержанта Матиры был подбит из немецкого «Панцерфауста», перейдя в разряд безвозвратных потерь. Экипажу удалось спастись, и в тот же день он получил новую машину – новейший T26E4 Super Pershing. Модернизированный M26 с длинноствольной пушкой T15E2 и еще более внушительным бронированием, был одним из двух подобных танков, которые испытывали Западным Фронтом.
После того, как в противостояниях с «Королевским Тигром», американцы даже с M26 Pershing испытывали трудности, было решено модернизировать новый танк. Главным отличием T26E4, как уже говорилось, была пушка. В ее основе лежит буксируемое противотанковое орудие. Бронепробиваемость нового орудия заметно увеличилась по сравнению с «обычным» M26. Так, с расстояния в 2,3 километра она смогла пробить верхний бронелист «Пантеры». Великолепно? Да, но не все так хорошо. Новое орудие требовало более длинных снарядов, из-за чего заряжание сделали раздельным. По сравнению с M26, у «Супер Першинга» скорострельность упала в два раза – до четырех выстрелов в минуту. Кроме того, ствол стал длиннее на два метра, что затрудняло маневрирование на тесных городских улочках.
Как вы помните, M26 испытывал проблемы с мотором, который он унаследовал от «Шермана». Боевые действия показали, что 450 сил ему достаточно, пусть и машина получилась не самой быстрой. А теперь представьте 50-тонный T26E4, которому достался все тот же Ford GAF в 450 сил. Здесь динамика была просто неприлично низкой.
Итоги
Боевые действия на Западном фронте уже показал, что M26 Pershing – далеко не король поля боя. А модернизированный T26E4 не только получил мощную пушку и внушительное бронирование, но и углубил проблемы с подвижностью. Тем не менее, за месяц до завершения Второй Мировой, он оправдал свое предназначение – борьбу с «Королевскими Тиграми».
Об этом – в заключительной части нашего материала. Спасибо за внимание!
Первые две части: