Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Американский танк M26 Pershing во Второй Мировой. Часть-3

В то время как первая часть из опытной партии «Першингов», уже завершили зачистку Кельна, остальным танкам только предстояло пересечь Рейн. Седьмого марта командира роты А, 27-го танкового батальона, срочно вызвали на командный пункт. Там лейтенанта Тиммермана известили, что его подразделение будет в авангарде будущего наступления.

Экипаж M26 на инспекции.
Экипаж M26 на инспекции.

Кто первым пересек Рейн?

Танки роты «А» начали свой путь к Рейну, промежуточной целью которого был железнодорожный мост Людендорф. На подходе к нему подразделение ждала засада: пехотинец успел выпустить снаряд из гранатомета, но ответный огонь не только подавил противника, но и заставил немецких пехотинцев сдаться. Мост был цел, и подразделению приказали его оборонять, для чего предстояло захватить примыкающий к нему городок Ремаген, на противоположном берегу.

Мост Людендорф, через который "Першингам" пройти не разрешили
Мост Людендорф, через который "Першингам" пройти не разрешили

В 15:20 Тиммерман зашел на мост, сделав жест остальным пехотинцам «следую за мной». Когда все 120 человек были на мосту, в одной из его опорных башен зазвучал немецкий пулемет, который замолк после попадания из 90-мм орудия «Першинга». Следующее пулеметное гнездо было в полузатопленной барже у моста, и оно повторило судьбу первого. Экипажи «Першингов», уверенные в своих машинах, стремились быть первыми, но не сложилось. Первыми танками, пересекшими Рейн по этому мосту, стали «Шерманы», ибо инженеры посчитали, что мост не выдержит 46-тонные машины.

90-мм орудие M3 значительно превосходило пушку "Шермана", до немецких 88-мм орудий ей было далеко
90-мм орудие M3 значительно превосходило пушку "Шермана", до немецких 88-мм орудий ей было далеко

Экипаж уникального танка

Чем ближе становилось падение Германии, тем ожесточеннее было сопротивление. А значит, и для экипажей M26 еще были подходящие задачи. 21 апреля 1945 года, в окрестностях немецкого городка Дассау, что расположился на стыке рек Мульде и Эльба, произошла весьма примечательная танковая дуэль. В тяжелом поединке американским танкистам пришлось сражаться с Tiger Ausf B – «Королевским Тигром», иначе говоря. Но без предыстории тут не обойтись.

Pz.Kpfw VI ausf.B из отдельного танкового батальона "Feldherrnhalle". Несмотря на агонию Германии, подобные машины с их 150-мм лобовой брони, и мощной пушкой KwK 43, были трудной задачей и для M26 Pershing
Pz.Kpfw VI ausf.B из отдельного танкового батальона "Feldherrnhalle". Несмотря на агонию Германии, подобные машины с их 150-мм лобовой брони, и мощной пушкой KwK 43, были трудной задачей и для M26 Pershing

«Першинг» был ведом опытным экипажем под командованием старшего сержанта Джозефа Матиры. Этот солдат был умелым танкистом, и уважаемым командиром, но с необычной для танкиста особенностью – клаустрофобией. По этой причине, даже в бою он предпочитал стоять в люке, за рукоятками 12,7-мм «Браунинга». Несмотря на повышенный риск, это давало и определенные преимущества в виде лучшей осведомленности на поле боя. Наводчиком в этом экипаже был Джон Ирвин, бросивший в 1944 году школу.

Будущий экипаж одного из двух "Супер Першингов" в этой войне, до 1945 года воевал на M4 Sherman
Будущий экипаж одного из двух "Супер Першингов" в этой войне, до 1945 года воевал на M4 Sherman

Оба танкиста состояли в роте I, 33-го полка, 3-й танковой дивизии, и прошли серьезный боевой путь. Углубившись на 20 километров от плацдарма в Ремагене, в башню танка угодил 88-мм снаряд, который, к счастью, оставил в живых членов экипажа. В составе оперативной группы Уэлборна им пришлось вступить в дуэль с замаскированной самоходкой в боях за Альтенкирхен. А 28 марта танкисты участвовали в тяжелых боях в Падеборне, где на вражеской стороне были танкисты из центра подготовки танковых экипажей СС. Входе этого боя машина Матиры была серьезно повреждена, но экипажу снова удалось спастись. А уже первого апреля случилось столкновение с немецким Tiger I. И снова несказанное везение – несмотря на ряд рикошетов, которыми оборачивались попадания из американской пушки, осколочно-фугасный снаряд заставил экипаж покинуть свою машину.

Super Pershing

Если ты, уважаемый читатель, уже дошел до этого места, то наверное, тебя терзает вопрос: а к чему здесь описание боев экипажа Sherman? Ведь речь о «Першинге»! А связь есть. После боев за Падеборн, группа Уэлборна выдвинулась по направлению к реке Везер, достигнув ее уже 7 апреля. А спустя три дня M4 Serman сержанта Матиры был подбит из немецкого «Панцерфауста», перейдя в разряд безвозвратных потерь. Экипажу удалось спастись, и в тот же день он получил новую машину – новейший T26E4 Super Pershing. Модернизированный M26 с длинноствольной пушкой T15E2 и еще более внушительным бронированием, был одним из двух подобных танков, которые испытывали Западным Фронтом.

T26E4 без дополнительных бронелистов. Примечательно, что маску орудия укрепляли лобовым листом башни немецких "Пантер"
T26E4 без дополнительных бронелистов. Примечательно, что маску орудия укрепляли лобовым листом башни немецких "Пантер"

После того, как в противостояниях с «Королевским Тигром», американцы даже с M26 Pershing испытывали трудности, было решено модернизировать новый танк. Главным отличием T26E4, как уже говорилось, была пушка. В ее основе лежит буксируемое противотанковое орудие. Бронепробиваемость нового орудия заметно увеличилась по сравнению с «обычным» M26. Так, с расстояния в 2,3 километра она смогла пробить верхний бронелист «Пантеры». Великолепно? Да, но не все так хорошо. Новое орудие требовало более длинных снарядов, из-за чего заряжание сделали раздельным. По сравнению с M26, у «Супер Першинга» скорострельность упала в два раза – до четырех выстрелов в минуту. Кроме того, ствол стал длиннее на два метра, что затрудняло маневрирование на тесных городских улочках.

Снимок одного из двух T26E4, которые попали на фронт Второй Мировой
Снимок одного из двух T26E4, которые попали на фронт Второй Мировой

Как вы помните, M26 испытывал проблемы с мотором, который он унаследовал от «Шермана». Боевые действия показали, что 450 сил ему достаточно, пусть и машина получилась не самой быстрой. А теперь представьте 50-тонный T26E4, которому достался все тот же Ford GAF в 450 сил. Здесь динамика была просто неприлично низкой.

Итоги

Американский M26 превзошел их же M4 Sherman, но о тотальном превосходстве над немецкой техникой речи не было
Американский M26 превзошел их же M4 Sherman, но о тотальном превосходстве над немецкой техникой речи не было

Боевые действия на Западном фронте уже показал, что M26 Pershing – далеко не король поля боя. А модернизированный T26E4 не только получил мощную пушку и внушительное бронирование, но и углубил проблемы с подвижностью. Тем не менее, за месяц до завершения Второй Мировой, он оправдал свое предназначение – борьбу с «Королевскими Тиграми».

Об этом – в заключительной части нашего материала. Спасибо за внимание!

Первые две части:

Часть-1: Как решили модернизировать «Шерман», а получился «Першинг»

Часть-2: M26 Pershing – лучший танк Второй Мировой?